0 1 СОДЕРЖАНИЕ Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3 1.2.Цель и задачи программы………………………………………………………………………...4 1.3.Содержание программы………………………………………………………………..................5 1.4.Планируемые результаты…………………………………………………………………………8 Раздел № 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарный учебный график………………………………………………………..................9 2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………….10 2.3. Формы аттестации………………………………………………………………………………11 2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………….12 2.5. Методические материалы………………………………………………………………………14 2.6. Рабочая программа воспитания…………………………………………………………..........17 2.7. Календарный план воспитательной работы……………………………………………..........18 3. Список литературы……………………………………………………………………………..20 4. Приложения……………………………………………………………………………………..24 2 Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Леголэнд» (далее – Программа) относится к технической направленности. Актуальность программы: Внедрение Лего- конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности ребенка и побуждает его к самообучению в дальнейшем. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Отличительные особенности программы, новизна: К отличительным особенностям программы можно отнести…. В качестве ведущей деятельности - игровая деятельность. Занятия по программе «Леголэнд» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Сначала дети знакомятся с новыми для них интеллектуальными играми,выполняют простейшие задания, а затем сложные. Новизна программы заключается в создании системы занятий, на которых с помощью конструктора Лего, дети учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить. Ребята учатся работать в команде, общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. Целевая аудитория (адресат программы): программа адресована детям от 4 до 5 лет. Программа предназначена для детей дошкольного возраста. Для детей предусмотрены задания различной степени сложности, соответствующие возрастным возможностям. Объём программы: 220 часа. 1 год обучения: 220 часа Срок обучения по программе, срок освоения программы: Срок обучения по программе: 02.09.2023 г. – 30.05.2024 г. Срок освоения программы – 9 месяцев. Форма обучения: очная. Очная форма обучения наиболее эффективна в работе с дошкольниками, так как: осуществляется индивидуализация обучения, повышается мотивация, интерес к изучаемому материалу, осуществляется эффект обратной связи, происходит активизация познавательной деятельности. Теоретические занятия проводятся в форме: беседы, рассуждений, решений проблемных ситуаций. Практические занятия проводятся в форме: игры и игровых упражнений. 3 В случае приостановки очного образовательного процесса по различным причинам данная программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Уровень программы: базовый. Особенности организации образовательного процесса: Форма реализации образовательной программы: Традиционная форма реализации программы представляет собой линейную последовательность содержания в течение одного года обучения в Учреждении. Организационные формы обучения: В соответствии с учебным планом программы сформирована1 группа 4 – 5 лет, являющиеся основным составом кружка «Леголэнд», состав групп постоянный. Наполняемость групп составляет – от 12 до 15 человек. Режим занятий: организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе соответствует нормам. Занятия проводятся три раза в неделю, по 2 академических часа, каждый продолжительностью 30 минут, с перерывом между занятиями 10 минут в течение года. Таблица 1 группа Понедельник Группа «Леголэнд» 4-5 лет 1 занятие 17.30-18.00 Перерыв 18.00-18.10 2 занятие 18.10-18.40 Режим занятий вторник Среда 1 занятие 17.30-18.00 Перерыв 18.00-18.10 2 занятие 18.10-18.40 четверг пятница 1 занятие 17.30-18.00 Перерыв 18.00-18.10 2 занятие 18.10-18.40 1.2. Цель и задачи программы Цель: Создание благоприятных условий для конструкторских умений на основе Лего - конструирования. развития первоначальных Задачи: Личностные: создать условия для развития внимания у обучающегося; создать условия для развития памяти у обучающегося. Метапредметные: сформировать навыки сотрудничества; развивать умение слушать и понимать, выполнять инструкцию педагога и действие по инструкции. 4 Предметные: развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и синтеза; формировать знания названий деталей набора Лего. 1.3. Содержание программы Учебный план Таблица 2 № п/п 1 Название раздела, темы Раздел 1. «Вводный» Кол-во часов Формы промежуточной аттестации/контроля Всего Теория Практика 26 7 19 Беседа. Наблюдение. Опрос. Выполнение тестовых заданий. Устный диктант. Выполнение практических заданий. 2 Раздел 2. «Дома, 28 7 21 здания» Беседа. Наблюдение. Изучение построек. Практическая игра. Работа в карточках. 3 Раздел 3. «Интерьер» 22 6 16 Беседа. Наблюдение. Практическая игра. Работа в карточках. 4 Раздел 4. «Мир 26 8 18 животных» Беседа. Наблюдение. Опрос. Выполнение тестовых заданий. Устный диктант. Выполнение практических заданий. 5 Раздел 5. «Зима» 20 5 15 Беседа. 5 Наблюдение. Практическая игра. Работа по схемам. Выполнение тестовых заданий. 6 Раздел 6. «Транспорт» 24 6 Беседа. 18 Наблюдение. Изучение построек. Работа в распечатке. Выставка. 8 Раздел 7. «Детская 26 7 Беседа. 19 площадка» Наблюдение. Соревнования. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. 9 Раздел 8. «Космодром» 26 7 Беседа. 19 Наблюдение. Устный опрос. Работа в распечатке. 10 Раздел 9. «Патриот» 22 6 Беседа. 16 Наблюдение. Опрос. Выполнение тестовых заданий. Устный диктант. Выполнение практических заданий. Итого: 220 59 161 Содержание учебного плана. Раздел 1. «Вводный». Теория: Встреча с детьми. Познакомить детей с ТБ, с работой и расписанием кружка. Проведение вводного контроля. Выполнение тестовых заданий вводного контроля. Ознакомительные занятия «Лего- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу 6 Практика: Выполнение тестовых заданий вводного контроля, проведение устного диктанта на знание названий деталей лего - конструктора. Самостоятельные задания. Раздел 2. «Дома, здания». Теория: Изучение элементарных построек: пирамидка (башенка), одноэтажные и многоэтажные дома. Практика: Конструирование по замыслу. Обыгрывание построек, выполнение заданий и групповых работ. Работа в карточках. Раздел 3. «Интерьер». Теория: Познакомить с новыми объектами лего-конструирования: мебель для комнаты, кровать, стол и стулья, стена с окном. Практика: Конструирование по замыслу, выполнение различных упражнений и заданий. Работа в карточках. Раздел 4. «Мир животных». Теория: Знакомство с видами и подвидами животных, показ новых способов сборки. Практика: Конструирование по замыслу, отработка новых способов сборки. Игры, самостоятельные работы, выполнение различных упражнений и заданий по схемам. Групповая работа. Раздел 5. «Зима». Теория: Познакомить с историей возникновения зимних забав и их разнообразием. Практика: Постройка снежинки, елки, горки, выполнение самостоятельных работ и заданий. Игра «Волшебный мешочек». Обыгрывание построек. Раздел 6. «Транспорт». Теория: Познакомить с новыми объектами транспорта (грузовик, легковая машина, спец. машины). Практика: Сборка машин. Конструирование по замыслу. Работа в распечатках. Самостоятельная работа. Выставка. Раздел 7. «Детская площадка». Теория: Детская площадка, горка для ребят, скамейка. Практика: Конструирование по замыслу, самостоятельное выполнение заданий и упражнений. Работа по распечатке. Самостоятельное выполнение работ. Раздел 8. «Безопасность». Теория: Познакомить с видами опасностей и действиями, в решении опасных ситуаций. Практика: Обыгрывание ситуаций. Работа в распечатках. Групповая работа. 7 Раздел 9. «Патриот» Теория: Познакомить с понятиями «Патриот», «Патриотизм», «Родина». Практика: Работа в распечатке, конструирование по замыслу, выставка. 1.4. Планируемые результаты Планируемые результаты по итогам реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Леголэнд». По окончании освоения программы: Личностные: у обучающегося будет развито внимание; у обучающегося будет развита память. Метапредметные: будут сформированы навыки сотрудничества; развито умение слушать и понимать, выполнять инструкцию педагога и действие по инструкции. Предметные: у обучающегося будет развито образно- логическое мышление, умственные операции анализ и синтез; у обучающегося будут сформированы знания названий деталей набора Лего. 8 Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Таблица 3 Год обучения (уровень) 1 год обучения Дата начала занятий 02 сентября 2024 г. Дата окончания занятий 30 мая 2025 г. Количество учебных недель 38 Количество учебных дней 110 Количество учебных часов 220 часа Режим занятий 3 раза в нед. по 2 часа Календарный учебный график – Приложение 1 9 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Реализация программы требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: Магнитная доска; Мебель: шкафы, стеллажи для хранения дидактических пособий; Магнитофон; Ноутбук; Проектор; Столы, стулья; Набор конструктора Лего Пластина-основание для конструктора Лего Дидактический и наглядный материал; Детская художественная литература; Картины – плакаты; Тетради, канцелярские принадлежности в расчете на количество учащихся. Таблица 4 Дидактические пособия Д/и «Найди» Д/и «Украсим елку игрушками» Д/и «Посмотри вокруг» Д/и «Собери картинку» Д/и «Найди пару» Д/и «Веселый алфавит» Д/и «Что изменилось?» Информационное обеспечение: обучающие фильмы; мультимедийные презентации; вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания; средства для организации учебных коммуникаций: мессенджеры (Сферум.) Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования Олейник Светлана Владимировна, имеющая высшее образование, педагогический стаж работы – 8 лет. 10 2.3. Формы аттестации В течение учебного года педагог дополнительного образования проверяет знания, умения и навыки детей и выводит средний результат по группе и году обучения. Согласно учебным планам, в программу включены следующие формы контроля: - выставка; - работа по карточкам; - выполнение тестового задания; - наблюдение; - беседа; - игрa; - выполнение заданий; - опрос (устный, письменный) предполагает вопросы обучающимся по теоретической части программы; - участие в конкурсах; - викторины и т.д.. Педагогический контроль предполагает такие виды как: - входная диагностика проводится с целью определения уровня знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребёнок готов к освоению данной программы в начале образовательного процесса. Входная диагностика в объединении проводится в сентябре, а также, с вновь прибывшими учащимися в течение учебного года, в первую неделю после их зачисления. - текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение всего года обучения с целью установления уровня теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся по изученным темам. Периодичность и формы текущего контроля успеваемости прописаны в календарном плане. - промежуточная аттестация по завершению программы в целом проводится в мае и представляет собой оценку качества освоения обучающимися содержания программы за весь период обучения. 11 2.4. Оценочные материалы Характеристика оценочных материалов Таблица 5 Планируемые результаты Метапредм етные результаты Личностные результаты У обучающегося будет развито внимание У обучающегося будет развита память Будут сформированы навыки сотрудничества Критерии оценивания Первый год обучения Высокий уровень -8- 10 баллов — ребенок без ошибок за отведенное время вычеркнул 8-10 картинок Средний уровень 5-7 баллов — ребенок без ошибок за отведенное время вычеркнул 5-7 картинок Низкий уровень 0-4 баллов — ребенок без ошибок за отведенное время вычеркнул 1-4картинок Высокий уровень -8- 10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел 3 и более узоров. Средний уровень 5-7 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел 2-3 узора Низкий уровень 0-4 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел 0-1 узор Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается. Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов: - ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности Виды контроля/ промежуточн ой аттестации Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Выполнение тестового задания Методика «Найди и вычеркни» Р.С. Немов Приложение 2 Выполнение тестового задания Методика «Сложи узор» Б. Никитин Приложение3 Наблюдение Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу А.М. Щетинина 12 эмоционально пристраиваться к партнеру; - иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним. Приложение4 Предметные результаты Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств. Развито умение слушать и понимать, выполнять инструкцию педагога и действие по инструкции. Высокий уровень - 4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу. Средний уровень - 3 балла - если в задании была допущена одна ошибка. Низкий уровень - 2 балла -за несколько ошибок. Диктант У обучающегося будет развито образнологическое мышление, умственные операции анализ и синтез 8 – 10 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть. 4 – 7 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить5–7 нелепиц. 0– 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло. Работа по картинкам У обучающегося будут сформированы знания названий деталей набора Лего высокий 6 -7 баллов – 8-12 правильных ответов средний 5-4 баллов, - 4-7 правильных ответов низкий 1 – 3балла– 0-3 правильных ответов Выполнение тестового задания Критерии анализа: количество правильных соединений; затраченное время; Работа по схемам Методика «Диктант» Д.Б. Эльконин Приложение 5 Методика «Нелепицы» Р.С. Немов Приложение 6 ТЕСТ 1 - «Название деталей набора Лего (выбрать на слух правильный ответ)» ТЕСТ 2 соединение деталей конструктора по схеме 13 2.5. Название раздела, темы 1 Раздел 1. «Вводный» 2 Раздел 2. «Дома, здания» 3 Раздел 3. «Интерьер» Материально-техническое оснащение, дидактикометодический материал Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Листы в клеточку Карточки Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Листы в клеточку Методические материалы Таблица 6 Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Формы учебного занятия Формы контроля/аттестации Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Наглядный Практический Игровой Вводное занятие Занятие аттестация Интегрированное занятие Творческое занятие Беседа. Лекция Тематические задания Занятие - игра Беседа. Наблюдение. Выполнение тестовых заданий. Устный диктант. Опрос. Выполнение практических заданий Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Наглядный Практический Игровой Практическое занятие Занятие - игра Интегрированное занятие Беседа; Лекция. Творческое занятие Беседа. Наблюдение. Самостоятельная работа Выставка Выполнение групповых работ Выполнение практических заданий Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Наглядный Практический Игровой Беседа Тематические задания Практическое занятие Игра Викторина Беседа. Наблюдение. Самостоятельная работа Выставка Выполнение групповых работ 14 4 Раздел 4. «Мир животных» 5 Раздел 5. «Зима» Раздел 6. «Транспорт» Раздел 7. «Детская площадка» Карточки Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Листы в клеточку Карточки Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Листы в клеточку Карточки Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Наглядный Практический Игровой Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Объяснительноиллюстративный Игровой Обучающие игры; Самостоятельные задания. Интегрированное занятие Практическое занятие Занятие – игра Творческое занятие Занятие аттестация Занятие - игра Практическое занятие Обучающие игры; Тематические задания Беседа; Игровая программа, Интегрированное занятие Беседа. Наблюдение Практическая игра Работа в карточках Беседа. Наблюдение. Устный опрос Работа по схемам Соревнование Работа в карточке Выставка Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Наглядный Практический Игровой Практическое занятие Занятие - игра Интегрированное занятие Беседа; Лекция. Творческое занятие Беседа. Наблюдение. Самостоятельная работа Выставка Выполнение групповых работ Выполнение практических заданий Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Наглядный Практическое занятие Занятие - игра Интегрированное занятие Беседа; Беседа. Наблюдение. Самостоятельная работа Выставка Выполнение групповых работ 15 Раздел 8. «Космодром» Раздел 9. «Патриот» Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Листы в клеточку Карточки Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Листы в клеточку Карточки Конструктор Лего Схемы Инструкции Проектор Презентации Сюжетные картинки Настольные игры Распечатка Канцелярские принадлежности Листы в клеточку Карточки Практический Игровой Лекция. Творческое занятие Выполнение практических заданий Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Наглядный Практический Игровой Практическое занятие Занятие - игра Интегрированное занятие Беседа; Лекция. Творческое занятие Беседа. Наблюдение. Самостоятельная работа Выставка Выполнение групповых работ Выполнение практических заданий Групповая Индивидуальная Фронтальная Словесный Наглядный Практический Игровой Занятие аттестация Интегрированное занятие Творческое занятие Беседа. Лекция Тематические задания Занятие - игра Беседа. Наблюдение. Выполнение тестовых заданий. Устный диктант. Опрос. Выполнение практических заданий Алгоритм учебных занятий - Приложение 10. Картотека дидактических игр - Приложение 11 16 2.6. Рабочая программа воспитания Настоящая программа разработана для детей от 4 до 5 лет, обучающихся в кружке «Леголэнд», с целью организации воспитательной работы с учащимися. Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. Данная воспитательная программа представляет собой базисный минимум воспитательной работы, обязательный для проведения с учащимися кружка, на всех уровнях обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в зависимости от конкретных образовательных потребностей детей. Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Направления воспитания: Патриотическое: формирование у обучающихся патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родной области, села, чувства гордости за свою Родину. Социализация: ориентирована на познание мотивов своего поведения, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе, развитие дошкольников. Формы воспитания: 1. Работа с коллективом учащихся: - обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; - развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; - содействие формированию активной гражданской позиции; - воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу. 2. Индивидуальная работа: - поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с членами объединения и пр.), когда каждая проблема трансформируется руководителем кружка в задачу для учащегося, которую они совместно стараются решить. - индивидуальная работа с учащимися, направленная на учебные, творческие, спортивные, личностные достижения (участие в конкурсах и пр.) в ходе индивидуальных неформальных бесед с руководителем кружка в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. - коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися объединения. Формы деятельности (варианты организации воспитательного процесса): -мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. -дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе. 17 -игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения. Методы воспитания: В кружке «Леголэнд» применяются различные методы воспитания такие как: – методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, пример; – методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации; – методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). Планируемые результаты: у учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества; - учащийся овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - у ребенка развита способность к самостоятельному анализу выполненной работы; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; -обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; - развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; - содействие формированию активной гражданской позиции; - воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к истории страны, к своей области и селу. 2.7. № п/п Календарный план воспитательной работы Название мероприятия, Форма проведения Таблица 7 Сроки проведения события, дела 1. 2. 3. 4. «Семья и мои герои» Международный день мира «Смешинка в гостях у детей» Символы государства: герб, гимн, флаг Оформление поздравительной Акция сентябрь Игровая программа октябрь Беседа ноябрь Мастер-класс ноябрь 18 5. открытки ко Дню Матери «Бенгальский огонек» 6. Декабрь «В гостях у Нового года» Профилактическая беседа с детьми о ТБ при использовании пиротехники. Выставка творческих работ 7. «В стране сказок» Викторина январь 8. Техническое творчество. январь 9. «День Лего» Международный день Лего «Богатырская сила» февраль 10. «Мамочка милая» Познавательно-игровая программа Видеопоздравление 11. «Безопасность детства» Апрель 12. 13. «Путешествие по солнечной системе» «Мы любим природу» Познавательная программа. Инструктаж Просмотр познавательных программ. Экологический квест 14. «Мир на всей планете» Конкурс детских рисунков Май 15. «Скоро лето» Игровая программа Май 16. Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах Проявлять интерес к конкурсам, стремиться к улучшению своей творческой деятельности. В течение всего учебного года Декабрь март Апрель Апрель 19 3. Список литературы Литературы для педагога. Нормативные документы: - Конституция Российской Федерации (от12.12.1993сизм.01.07.2020); - Указ Президента Российской Федерацииот21.07.2020«О национальных целях развития РФ на период 2030 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021№400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»; - Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; -Федеральныйзаконот30.04.2021г.№127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее-ФЗ-127); - Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от14.07.2022 №261ФЗ (далее-ФЗ-261); - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29мая 2015г.№996-р); - Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв.распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021 №3427); - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее -Концепция); Постановление Главного государственного санитарного врача РФот28.09.2020N28"ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.368521«Гигиеническиенормативыитребованиякобеспечениюбезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); - Федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Патриотическое воспитание» (2020); - Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка"(утвержден на заседании и проектного комитета по национальному проекту"Образование"07декабря2018г., 20 протокол№3); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель); - Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020г.№882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; -Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021№652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее– Порядок); - Локальные акты Учреждения. Литература, использованная при составлении программы: Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: академия, 2017. – 352с. 2. Волкова С.И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009. – 425с. 3. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей среднего возраста //Дошкольное воспитание, 2016 №4. С 45-51. 4. Дьяченко О. М. «Творчество детей в работе с различными материалами». М.: Педобщество России. 2008 – 399с. 5. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGODACTA. М., 2006. – 40с. 6. Комарова Л.Г «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО»: М. «Линка-Пресс» 2009. – 312 с. 7. Конструируем, играем и учимся LEGODACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 2008 – 45 с. 21 8. Куцакова Л.В «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми на учебный год» Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 2008 – 321 с. 9. Лиштван З.В Конструирование. М.: Просвещение, 2007. – 299с. 10. Лусс Т.В Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 11. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент/ Михеева О.В., Якушкин П.А.//Информатика и образование. – 2006. - №6. – 54-56с. 12. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А Всесторонее воспитание детей в игре. //Игра дошкольника/ Под редакцией Новоселовой С. Л. М.:Просвещение, 2015. – 315с. 13. Специальная психология: Учебное пособие для студентов Высших педагогических учебных заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под редакцией В.И. Лубовского. – 2-е изд. Испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464с. 14. Тарловская Н.Ф., Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». Владос. 2006. – 215с. 15. Топоркова А.С. Организация работы по ЛЕГО-конструированию - «Воспитатель», №6 2007. С 96 – 109. 16. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 2007. – 368с. 17. Урунтаева Г.А. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2015. – с 452 18. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 19. А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011. 20. Н.А.Криволапова «Организация профориентационной работы в образовательных учреждениях Курганской области». – Курган, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2009. Электронные ресурсы: 1. «Солнечный свет». 2. «Почемучка», «Самоучка» и т.д. 3. Детский портал «Солнышко», «Дошколёнок». 22 4. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/igryi-so-schetnyimipalochkami-v- detskom-sadu.html 5. https://pandia.ru/text/77/456/934.php - особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования. 23 4. Приложения Приложение 1 Календарный учебный график на 2024-2025 год № Дата Тема Количество часов Всего Теория Практика Место Форма проведения занятия Форма контроля Примечани е РАЗДЕЛ 1 «Вводный» Введение. Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с работой кружка, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Факты о конструкторе ЛЕГО Входная диагностика. Входная диагностика 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Вводное занятие Занятие аттестация Выполнение тестовых заданий. Педагогическое наблюдение Вводный контроль. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие аттестация 05.09.2024 «LEGO- конструктор», знакомство с деталями. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Лекция Тематические задания 7-8 09.09.2024 Конструктор LEGO: Баланс конструкций. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 9-10 11.09.2024 Познакомить с LEGO (кирпичик, лапка, клювик, пластина и т.д.) 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие игра Лекция Тематические задания Занятие игра Выполнение тестовых заданий. Наблюдение. Устный опрос; Вводный контроль. Педагогическое наблюдение Выполнение практических заданий Наблюдение. тестовые задания; Практическая работа 11-12 12.09.2024 Конструктор LEGO: Виды крепежа 2 0,5 1,5 Каб. № 60 1-2 02.09.2024 3-4 04.09.2024 5-6 Лекция Тематические задания Педагогическое наблюдение Выполнение постройки по схеме Педагогическое наблюдение, практическая работа 24 13-14 16.09.2024 Конструктор LEGO: способы крепления. 2 0,5 1,5 Каб.№ 60 Лекция Тематические задания Занятие-игра 15-16 18.09.2024 2 0,5 1,5 Каб. №60 17-18 19.09.2024 Конструктор LEGO: детали и соединения Подвешивание предметов Строим конструкции. 2 0,5 1,5 Каб №60 Беседа. Творческое занятие 19-20 23.09.2024 Закрепить знания: детали, соединения, способы крепления. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 21-22 25.09.2024 Работа по схеме, образцу и замыслу Закреплять знание цвета и формы. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие игра практические задания; Интегрирова нное занятие 23-24 26.09.2024 Строим конструкции. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 25-26 30.09.2024 Закрепление знаний о способах строения 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Творческое занятие Беседа. Творческое занятие 27-28 02.10.2024 2 РАЗДЕЛ 2 «Дома, здания» 0,5 1,5 Каб. №60 Игра-занятие Тестовые задания 29-30 03.10.2024 «Путешествие в Легострану» Учимся читать простые схемы. Игра на внимание. 2 0,5 1,5 Каб №60 Тестовые задания. Текущий контроль. 31-32 07.10.2024 Конструирование модели крыши. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 33-34 09.10.2024 Дома 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Практическая работа. Обучающие игры. Лекция. Тематические задания. Занятие-игра 35-36 10.10.2024 Многоэтажные дома 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Практическое занятие. Устный опрос Практическая работа Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Выполнение творческих заданий Текущий контроль; опрос, Практическая работа Педагогическое наблюдение Устный диктант Выполнение практических заданий Педагогическое наблюдение. Самостоятельная работа Выполнение заданий по схемам. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий. Наблюдение. Тестовые задания. 25 Устойчивость конструкций. Перепроектировка стен. Устойчивость конструкций. Перепроектировка стен. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие-игра. Устный опрос. Работа в карточках. 2 0,5 1,5 Каб. №60 Практическое занятие 17.10.2024 Сельские постройки. 2 0,5 1,5 Каб №60 Практическое занятие 43-44 21.10.2024 Забор и ворота. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие-игра 45-46 23.10.2024 Мой двор. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 47-48 24.10.2024 Наш детский сад 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Практическое занятие Беседа, презентация 49-50 28.10.2024 2 0,5 1,5 Каб. № 60 51-52 30.10.2024 2 0,5 1,5 Каб №60 53-54 31.10.2024 Конструирование по замыслу «Мой дом – моя крепость» «Повторяй за мной» Педагогическое наблюдение. Выполнение упражнений. Педагогическое наблюдение. Практическая работа. Выполнение постройки по схеме. Самостоятельная работа Устный опрос, выполнение практических заданий Тестовые задания 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Игровая программа 55-56 06.11.2024 Что такое интерьер? 2 0,5 1,5 Каб. № 60 57-58 07.11.2024 Мебель для комнаты 2 0,5 1,5 Каб. № 60 59-60 11.11.2024 Строим мягкую мебель 2 0,5 1,5 Каб. № 60 61-62 13.11.2024 2 0,5 1,5 Каб. № 60 63-64 14.11.2024 Мебель для комнаты. Стол и стулья. Мебель для комнаты. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 65-66 18.11.2024 Стена с окном. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 67-68 20.11.2024 Моя комната 2 0,5 1,5 Каб. №60 Беседа Занятие-игра Беседа. Творческое занятие Занятиеигра.. Беседа. Презентация Практическая работа. Практическое занятие Практическое занятие 37-38 14.10.2024 39-40 16.10.2024 41-42 Практическое занятие Занятие-игра Выполнение практических заданий Педагогическое наблюдение РАЗДЕЛ 3. «Интерьер» Выполнение творческих заданий Выполнение творческих заданий Выполнение постройки по схеме Выполнение групповых работ Выполнение групповых работ Выполнение постройки по схеме Самостоятельная работа 26 69-70 21.11.2024 71-72 25.11.2024 Мой дом 2 0,5 1,5 Каб №60 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Конструирование по замыслу Конструирование по замыслу 2 0,5 1,5 Каб. № 60 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Наш любимый город Интегрирова нное занятие Беседа. Выполнение практических заданий Практическое занятие Обучающие игры. Выполнение постройки по схеме Педагогическое наблюдение. Тестовое задание. Беседа Устный опрос. Тестовые задания Наблюдение. Выполнение групповых заданий Практические задания 73-74 27.11.2024 75-76 28.11.2024 77-78 02.12.2024 «Здравствуй лес!» 2 79-80 04.12.2024 Жители леса. Дикие животные. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Презентация 81-82 05.12.2024 2 0,5 1,5 Каб. № 60 83-84 09.12.2024 2 0,5 1,5 Каб. № 60 85-86 11.12.2024 2 0,5 1,5 Каб. № 60 87-88 12.12.2024 Конструирование модели животного Животные из Красной книги Кто из нас самый наблюдательный? Домашние животные 2 0,5 1,5 Каб. № 60 89-90 16.12.2024 Игра по сказке «Репка» 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Интегрирова нное занятие Тематическое занятие Игровая программа Беседа. Презентация. Занятие-игра 91-92 18.12.2024 Кто нас окружает. Конструирование собственной модели. 2 0,5 1,5 Каб. №60 Занятие-игра 93-94 19.12.2024 2 0,5 1,5 Каб №60 95-96 23.12.2024 2 0,5 1,5 Каб. № 60 97-98 25.12.2024 Конструирование по замыслу Проведение промежуточной аттестации Бенгальский огонек 2 0,5 1,5 Каб. № 60 99-100 26.12.2024 В гостях у Нового года 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Обучающие игры Лекция. Тематические задания Профилактич еская беседа Занятие-игра РАЗДЕЛ 4. «Мир животных» 0,5 1,5 Каб №60 Выполнение творческих заданий Тестовые задания Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Самостоятельная работа Выполнение практических заданий Педагогическое наблюдение. Самостоятельная работа Выполнение творческих заданий Промежуточная аттестация Устный опрос Выставка творческих работ 27 101- 28.12.2024 Повторение пройденного материала 2 0,5 Каб. № 60 Занятие-игра Выполнение практических заданий 09.01.2025 Новогодняя елка. 2 0,5 Каб №60 Практическое занятие Выполнение постройки по схеме 13.01.2025 Зимний лес 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Интегрирова нное занятие Выполнение практических заданий 15.01.2025 Зимующие птицы 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Познавательн ая программа Работа в распечатках 16.01.2025 Снежная крепость 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа Самостоятельная работа 20.01.2025 Снежная крепость 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Практическая работа 22.01.2025 Фантастические герои 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Практическое занятие Выполнение практического задания Выполнение постройки по схеме 23.01.2025 Зимний двор 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. презентация Выполнение групповых работ 27.01.2025 «День Лего» (Международный День Лего) Конструирование по замыслу 2 0,5 1,5 Каб. №60 Практическое занятие Выполнение практических заданий 2 0,5 1,5 Каб №60 Практическое занятие Тестовые задания Конструирование по замыслу 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие-игра Выполнение постройки по схеме 102 103- 1,5 РАЗДЕЛ 5. «Зима» 1,5 104 105106 107108 109110 111112 113114 115116 117118 119- 29.01.2025 120 121- 30.01.2025 122 Работает за 30.12.24 РАЗДЕЛ 6. «Транспорт» 123- 03.02.2025 Какой бывает транспорт 2 0,5 1,5 Каб №60 Беседа Педагогическое наблюдение 05.02.2025 Машина 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Выполнение 124 125- 28 126 127- Творческое занятие Беседа. Игра. 06.02.2025 Машина 2 0,5 1,5 Каб. № 60 10.02.2025 Гараж для машины 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Презентация. Выполнение практических заданий 12.02.2025 «День валентинок» 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Мастер-класс Конструирование по схеме 13.02.2025 Пассажирский транспорт. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Презентация. Тестовые задания 17.02.2025 Военный транспорт 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Игра. Выполнение практических заданий 19.02.2025 Танк. 2 0,5 1,5 Каб. №60 Беседа. Презентация Выполнение групповых работ 20.02.2025 Танкодром, езда с препятствиями 2 0,5 1,5 Каб №60 Беседа Педагогическое наблюдение 24.02.2025 Танкодром, езда с препятствиями 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа, презентация Работа по схемам 26.02.2025 Специальный транспорт 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Выполнение групповых работ 27.02.2025 Моделирование машины специального транспорта 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа Самостоятельная работа 03.03.2025 Детские площадки 2 Беседа. Презентация Выполнение творческих заданий 05.03.2025 Горка на детской площадке 2 Беседа. Игра. Работа по схемам 128 129130 131132 133134 135136 137138 139140 141142 143144 145146 147- РАЗДЕЛ 7. «Детская площадка» 0,5 1,5 Каб. № 60 148 149150 творческих заданий 0,5 1,5 Каб №60 Выполнение практических заданий 29 1151- 06.03.2025 Детские площадки 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Практическое занятие Педагогическое наблюдение 10.03.2025 Горка на детской площадке 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие-игра. Выполнение групповых работ 12.03.2025 Качели. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Тестовые задания 13.03.2025 Карусели. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Презентация Творческое занятие Беседа. презентация 17.03.2025 Скамейка и стол для детской площадки. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. презентация Выполнение практических заданий 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. презентация Работа по схемам 152 153154 155156 157158 159160 161- 19.03.2025 Лестница и турники. 162 163- 20.03.2025 Лестница и турники. 2 0,5 1,5 Каб. №60 Практическое занятие Педагогическое наблюдение 24.03.2025 Лабиринт из Лего. 2 0,5 1,5 Каб №60 Беседа. Презентация. Работа по схемам 26.03.2025 Лабиринт из Лего. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Обучающие игры Самостоятельная работа 27.03.2025 Конструирование по замыслу. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Творческое занятие Выполнение творческих заданий 31.03.2025 Конструирование по замыслу. 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Творческое занятие Выполнение творческих заданий 02.04.2025 «Безопасность детства» 2 РАЗДЕЛ 8. «Космодром» 0,5 1,5 Каб №60 Познавательн ая программа Устный опрос 03.04.2025 Ракета в космосе 2 0,5 Каб. № 60 Беседа презентация Выполнение творческих заданий 164 165166 167168 169170 171172 173174 175176 Работа по схемам 1,5 30 177- 07.04.2024 Ракета в космосе 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Работа по схеме 09.04.2025 Луноход 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Практические задания 10.04.2025 «Путешествие по солнечной системе» 2 0,5 1,5 Каб. № 60 14.04.2025 Космонавты 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Просмотр познавательн ых программ Беседа, презентация 16.04.2025 Воздушный транспорт 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Игра. Устный опрос. Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение. Практическая работа Выполнение групповых работ. 17.04.2025 Воздушный транспорт 2 0,5 1,5 Каб. №60 Тематическое занятие Выполнение групповых работ 21.04.2025 Плоскостное строение 2 0,5 1,5 Каб №60 Беседа, презентация Работа по схеме 23.04.2025 Машины будущего 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие-игра Самостоятельная работа 24.04.2025 Машины будущего 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа, презентация Выполнение творческих заданий 28.04.2025 Конструирование по замыслу 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Презентация Педагогическое наблюдение 30.04.2025 Конструирование по замыслу 2 0,5 1,5 Каб №60 Практическое занятие. Выполнение творческих заданий 05.05.2025 «Дом, где я живу» 2 РАЗДЕЛ 9. «Патриот» 0,5 1,5 Каб №60 Беседа 07.05.2025 «Моя малая родина» 2 0,5 Каб. № 60 Видеофильм Педагогическое наблюдение. Выполнение творческих заданий Педагогическое наблюдение. Устный 178 179180 181182 183184 185186 187188 189190 191192 193194 195196 197198 199200 202- 1,5 31 опрос 202 203- 12.05.2025 Ручеек, река 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Презентация. Выполнение групповых заданий 14.05.2025 Уголок России 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Лекция Самостоятельная работа 15.05.2025 «Родина-Россия» 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Беседа. Презентация Работа по схеме 19.05.2025 Конструирование по замыслу 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие-игра Выполнение творческих заданий 21.05.2025 Итоговая аттестация 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Занятие аттестация Промежуточная аттестация 22.05.2025 Итоговая аттестация 2 0,5 1,5 Каб. №60 Занятие аттестация Промежуточная аттестация 26.05.2025 Конструирование по замыслу 2 0,5 1,5 Каб №60 Тематическое занятие Педагогическое наблюдение 28.05.2025 «Вот чему мы научились» 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Практическое занятие 29.05.2025 «Всех друзей сегодня соберем» 2 0,5 1,5 Каб. № 60 Игровая программа Выполнение творческих заданий. Выставка Педагогическое наблюдение 220 59 161 204 205206 207208 209210 211212 213214 215216 217218 219220 Итого: 32 Приложение 2 Методика «Найди и вычеркни» Автор:Немов Р.С. Цель: с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Стимульный материал: Картинка на которой в случайном порядке даны изображения простых фигур. Описание: перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится». В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какиелибо два разных предмета, например квадрат перечеркивать вертикальной линией, а круг — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Оценка результатов: При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Стимульный материал к заданию «Найди и вычеркни». 33 Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом: Высокий уровень -8- 10 баллов — ребенок без ошибок за отведенное время вычеркнул 8-10 картинок Средний уровень 5-7 баллов — ребенок без ошибок за отведенное время вычеркнул 5-7 картинок Низкий уровень 0-4 баллов — ребенок без ошибок за отведенное время вычеркнул 1-4картинки Выводы об уровне развития: 8–10 баллов — высокий. 5–7 баллов — средний. 0–4 баллов — низкий. 34 Приложение 3 Методика «Сложи узор» Автор: Б.П. Никитин Цель: методика направлена на развитие памяти. Стимульный материал: набор картонных геометрических фигур Инструкция:Педагог соединяет 2фигуры разного цвета или формы и предлагает детям повторить. Затем усложняя задание добавляет еще несколько фигур. Варианты узоров Обработка результатов: Высокий уровень -8- 10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел 3 и более узоров. Средний уровень 5-7 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел 2-3 узора Низкий уровень 0-4 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел 0-1 узор 35 Приложение 4 Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу Автор: А.М. Щетинина Цель: изучение особенностей партнерского диалога. Диагностические показатели: общение со сверстниками и взрослыми. Источник информации: ребенок Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая. Инструкция: В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных компонента: - способность слушать партнера; - способность договариваться с партнером; - способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию. Педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три таблицы - по каждому из показателей - как удобнее). Обработка результатов: На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребенка способности к партнерскому диалогу. Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается. Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов: - ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнеру; - иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним. Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств. Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу. Таблица: Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу ФИ № Ребен ка Умение слушать Спокой но терпел иво слушае т партне ра Иногда перебив ает Способность договариваться Не умеет слуша ть Договарива ется легко и спокойно Иногда спорит не соглашае тся, раздража ется Не умеет договарива ться Способность к эмоциональноэкспрессивной пристройке Легко экспрессив но пристраива ется к партнёру Пристраива ется с трудом с помощью взрослых Совсем не может эмоционал ьноэкспрессив но пристраива ться 36 Приложение 5 Методика «Диктант» Автор: Д.Б. Эльконин Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца. Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец. Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по которым выполняется задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где будет выполняться задание. На втором этапе дети выполняют рисунок. Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание, сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются. В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо, то тоже соблюдать направление линии. Линия должна продолжаться на такое количество клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет взрослый. Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу. После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы. 4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу. 3 балла - если в задании была допущена одна ошибка. 1 балл - рисунки, совершенно не похожие на образец. Выводы об уровне произвольности: Высокий уровень - 4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу. Средний уровень - 3 балла - если в задании была допущена одна ошибка. Низкий уровень - 2 балла -за несколько ошибок. Очень низкий уровень - 1 балл - рисунки, совершенно не похожие на образец. 37 Приложение 6 Методика «Нелепицы» Автор: Р.С. Немов. Цель: определить уровень сформированности такой операции логического мышления как анализ. Определить умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Проведение методики: вначале ребенку показывают картинку (Приложение 2). В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Анализ результатов: 8 – 10 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть. 4 – 7 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить5–7 нелепиц. 0– 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло. 38 39 Приложение 7 Тест «Детали ЛЕГО» 1 3 5 7 1) кирпич 1 x 2 2) балка 1 x 2 3) пластина 2 x 2 1) кирпич 1 x 2 2) балка 1 x7 3) изогнутая балка 1 x 9 1) пластина 1х8 2) балка 1х8 3) пластина 1х6 2 4 6 1) ось 2) штифт 3) полуось 8 1) штифт гладкий 2) штифт с выступами 3) штифт полуось 9 1) балка 1х2 2) кирпич 1х2 3) пластина 1х2 1) зубчатая рейка 2) зубчатая балка 3) зубчатая пластина 1) ось 2) штифт 3) полуось 1) универсальная втулка 2) штифт 3) втулка-удлинитель 1) штифт гладкий 2) штифт с выступами 3) штифт полуось 1О 40 1) штифт гладкий 2) штифт с выступами 3) штифт полуось 11 12 1) червяк 2) ось 3) втулка-удлинитель Критерии оценки: высокий 6 -7 баллов – 8-12 правильных ответов средний 5-4 баллов, - 4-7 правильных ответов низкий 1 – 3 балла – 0-3 правильных ответов ОТВЕТЫ: кирпич 1 x 2 1 3 изогнутая балка 1 x 9 балка 1х2 2 4 пластина 1х8 5 полуось 6 ось 7 универсальная втулка 8 штифт гладкий штифт с выступами 1О 9 штифт полуось 11 зубчатая рейка червяк 12 41 Приложение 10 Алгоритм учебных занятий: Основные структурные элементы: Занятия имеют определённую структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют 3 основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться. Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приёмы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечёткого объяснения педагога. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребёнку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог даёт возможность каждому учащемуся подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребёнка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности. 42 Приложение 11 1.Дидактическая игра «Найди» Цель: Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку. Материал: набор логических блоков Дьенеша. Ходигры. Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, форме и размеру). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета). 2.Дидактическая игра «Украсим ёлку игрушками» Цель: знакомство с составом числа 10. Материал: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся. Ход игры: педагог сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. 3.Дидактическая игра «Посмотри вокруг» Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определённой формы. Ход игры: Класс делится на команды. Педагог предлагает назвать предметы (которые их окружают) круглой, прямоугольной, квадратной, четырёхугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков. 4.Дидактическая игра «Собери картинку» Цель дидактической игры «Собери картинку» – научить дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов. Материал: Картинки парные: одну оставьте целой (это будет образец), вторую произвольно разрежьте. Ход игры: Каждому играющему педагог раздает разрезанные карточки, предлагает внимательно рассмотреть каждую часть, составить изображение. На первом этапе игры дети составляют изображение, накладывая части на картинку-образец. Дальше педагог усложняет задачу: убирает образец, теперь игроки должны сложить картинку 43 без зрительной подсказки. Также задание можно усложнить, поменяв изображение на более сложное, детализированное. 5. Дидактическая игра «Найди пару» Цель: называет геометрические фигуры, цвет, величину, толщину. Материал: набор картонных геометрических фигур разного цвета и размера. Ход игры. Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом… 6.Дидактическая игра «Веселый алфавит» Цель: формировать умение детей подобрать буквы, на которые начинаются слова, изображенные на картинках. Материал: прищепки, картонный круг, картинки с изображением предметов, листочки с алфавитом Ход игры: Перед ребенком лежат прищепки с приклеенными картинками и буквами;один большой круг в котором приклеены картинки. Ребёнку предлагается прикрепить прищепки с буквами на рисунки, с которой начинается слово. 7.Дидактическая игра «Что изменилось» Цель: замечает изменения в расположении предметов, отражает в речи эти изменения. Материал: набор логических блоков Дьенеша. Ход игры. Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две меняются местами. Ребенок должен заметить изменения 44