ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ 3D - МОДЕЛИРОВАНИЯ НА 2025- 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

0

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка................................................................................................................3
Цель и задачи программы………………………………………………………………............4
Содержание программы………………………………………………………………...............5
Планируемые результаты……………………………………………………………………....6

Раздел № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график………………………………………………………..................8
2.2. Условия реализации программы………………………………………………………………...9
2.3. Формы аттестации………………………………………………………………………………..9
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………….11
2.5. Методические материалы………………………………………………………………………13
2.6. Рабочая программа воспитания…………………………………………………………..........15
2.7. Календарный план воспитательной работы……………………………………………..........16
3. Список литературы……………………………………………………………………………..18
4. Приложения……………………………………………………………………………………..22

2

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы 3D-моделирования» (далее – Программа) относится к технической
направленности.
Актуальность программы заключается в том, что в современных
условиях развития технологий трёхмерная графика активно применяется для
создания изображений на плоскости экрана или листа бумаги, в науки и
промышленности.
Процесс создания любой трёхмерной модели объекта называется «3Dмоделирование». В современном мире набирает обороты популярность 3Dтехнологий, которые все больше внедряются в различные сферы деятельности
человека. Значительное внимание уделяется 3D-моделированию. Это
прогрессивная отрасль мультимедиа, позволяющая осуществлять процесс
создания трёхмерных моделей объекта из разного материала, а также при
помощи специальных компьютерных программ.
Отличительные особенности программы, новизна:
К отличительным особенностям в занятиях по программе «Основы 3Dмоделирования» используются объяснительно-иллюстративный метод и метод
проектов построеных в игровой форме с интересным содержанием, творческими,
проблемно-поисковыми задачами.
Новизна программы в направлении 3D-моделирования является применение
техники «паперкрафт», рисование 3D-ручкой, а также использование 3Dпринтера.
В процессе создания объемных изображений в технике «паперкрафт»
используются развертки из бумаги, при складывании в линиях сгиба,
получаются объемные фигуры.
При использовании 3D ручки, основой фигуры является нагретый
биоразлогаемый пластик. Застывшие линии из пластика можно располагать в
различных плоскостях, что позволяет рисовать в пространстве и создавать
объемные модели. Занятия 3D-моделированием позволяют развивать не только
творческий потенциал школьников, но и их социально-позитивное мышление.
Целевая аудитория (адресат программы): программа адресована детям
от 9 до 11 лет. Программа предназначена для детей младшего школьного
возраста. Для детей предусмотрены задания различной степени сложности,
соответствующие возрастным возможностям.
Объём программы: 144 часа.
1 год обучения: 144 часа
Срок обучения по программе, срок освоения программы:
3

Срок обучения по программе:
01.09.2025 г. – 28.05.2026 г.
Срок освоения программы – 9 месяцев.
Форма обучения: очная. Очная форма обучения наиболее эффективна в
работе с младшими школьниками, так как: осуществляется индивидуализация
обучения, повышается мотивация, интерес к изучаемому материалу,
осуществляется
эффект
обратной
связи,
происходит
активизация
познавательной деятельности.
Уровень программы: базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: Традиционная форма
реализации программы представляет собой линейную последовательность
содержания в течение одного года обучения в Учреждении.
Организационные формы обучения:
В соответствии с учебным планом программы сформирована одна группа
учащихся с 9 – 11 лет, являющиеся основным составом кружка «Основы 3Dмоделирования», состав группы постоянный. Наполняемость группы составляет
до 15 человек.
Режим занятий: организации занятий по данной дополнительной
общеобразовательной программе соответствует нормам.Занятия проводятся два
раза в неделю, по 2 академических часа, каждый продолжительностью 45 минут,
с перерывом между занятиями 10 минут в течении года.
Таблица 1
Режим занятий
Группа
группа
9-11 лет

Понедельник
1 занятие
14.00-14.45
Перерыв
14.45-14.55
2 занятие
14.55-15.40

Вторник

Среда

четверг
1 занятие
14.00-14.45
Перерыв
14.45-14.55
2 занятие
14.55-15.40

пятница

1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий формирования и развития у обучающихся
практических компетенций в области 3D-моделирования.
Задачи:
Личностные:

создать условия для развития внимания у обучающегося;
4


способствовать
обучающегося.

сформированности

самостоятельности

Метапредметные:

воспитывать навыки сотрудничества;

развивать умение слушать и понимать, выполнять инструкцию
педагога и действие по инструкции.
Предметные:

развивать у обучающегося способность выбора правильной
последовательности при работе в технике «паперкрафт»

развивать у обучающегося навык отработки техники с
использованием 3D ручки

научить обучающихся создавать модели в программах по 3Dмоделированию
1.3. Содержание программы
Учебный план для группы (дети 9-11 лет)
Таблица 2
№
п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы промежуточной
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

1 Блок. «Вводный»

4

1

3

2

2 Блок.«Техника «Паперкрафт»»

66

17

49

3

3 Блок. «Моделирование и
проектирование 3D ручкой»

26

7

19

4

.4.Блок «Знакомство с программами по
3D моделированию»

18

5

13

Беседа.
Выполнение тестовых
заданий.
Наблюдение.
Работа с развертками
Входная диагностика
Работа по карточкам.
Наблюдение.
Выполнение тестовых
заданий.
Работа с развертками
Самостоятельная работа
Беседа
Наблюдение
Викторина
Самостоятельная работа
Выставка
Промежуточная аттестация
Беседа
Наблюдение
Работа по разверткам
Диктант
Беседа
Практическая работа
Самостоятельная работа
5

5

5 Блок. «Конвертирование и печать на
3D-принтере»

ИТОГО:

30

8

22

144

38

106

Беседа
Наблюдение
Работа с компьютером
Выполнение тестовых
заданий
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация

Содержание учебного плана.
Блок 1. «Вводный».
Теория: Знакомство с детьми. Познакомить детей с ТБ, с работой и
расписанием кружка. Знакомство с с обьемными фигурами на примере моделей.
Практика: Выполнение тестовых заданий по ТБ. Работа по карточкам.
Блок 2. «Техника «Паперкрафт»
Теория: Знакомство с техникой «Паперкрафт».
Практика: Выполнение творческих заданий. Самостоятельная работа.
Блок 3. «Моделирование и проектирование 3D ручкой»
Теория: Знакомство с ТБ при использовании 3 D ручки.
Практика: Выполнение творческих заданий с помощью 3Д ручки
Блок 4. «Знакомство с программами по 3D моделированию»
Теория: Знакомство с правилами пользования программ по 3Д
моделированию на компьютере.
Практика: Работа по оформлению 3 D фигур в программе.
Самостоятельная работа.
5 Блок. «Конвертирование и печать на 3 D принтере»
Теория: Знакомство с носителями информации. Конвертирование
информации.
Практика: Работа с 3D принтером, перенос моделей с флеш-носителя на
принтер.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты по итогам реализации дополнительной
общеразвивающей образовательной программы «Основы 3D- моделирования».
По окончании освоения программы:
Личностные:

у обучающегося будет развито внимание;

сформирована самостоятельность обучающегося.
Метапредметные:
6


будут сформировaны навыки сотрудничества;

развито умение слушать и понимать, выполнять инструкцию
педагога и действие по инструкции.
Предметные:

у обучающегося будет развита способность выбора правильной
последовательности при работе в технике «паперкрафт»

у обучающегося будет развит навык обработки техники с
использованием 3D ручки.

у обучающегося повысится уровень представления о создании
модели в программах по 3D моделированию.

7

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1.

Календарный учебный график
Таблица 3

Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения

Дата начала
занятий
01 сентября
2025 г.

Дата
окончания
занятий
28 мая 2026 г.

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
72

Количество
учебных
часов
144 час

Режим занятий
2 раза в нед. по
2 часа

Календарный учебный график (1 группа) – Приложение 1

8

2.2.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Реализация программы требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Магнитная доска;
Мебель: шкафы, стеллажи для хранения дидактических пособий;
Ноутбук;
Проектор;
3D ручки;
3D принтер;
Столы, стулья;
Дидактический и наглядный материал;
Картины – плакаты;
Тетради, канцелярские принадлежности в расчете на количество
учащихся.
Таблица 4
Дидактические пособия
Титова Е.В. «Творческие работы обучающихся»
Титова Е.В. «Технология работы 3D ручкой»
Большаков В.П. «Основы 3D моделирования»
Д/и «Собери картинку»
Д/и «Найди пару»
Д/и «Что изменилось?»
Информационное обеспечение:
обучающие фильмы;
мультимедийные презентации;
вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты,
практические задания;
средства для организации учебных коммуникаций: мессенджеры
(Сферум)
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Олейник
Светлана Владимировна, имеющая высшее образование, педагогический
стаж работы – 9 лет.

9

2.3.

Формы аттестации

В течение учебного года педагог дополнительного образования
проверяет знания, умения и навыки детей и выводит средний результат по
группам и годам обучения. Согласно учебным планам, в программу
включены следующие формы контроля:
- выставка;
- работа по разверткам;
- выполнение тестового задания;
- наблюдение;
- беседа;
- выполнение практических заданий;
- опрос (устный, письменный) предполагает вопросы обучающимся по
теоретической части программы;
- участие в конкурсах;
- викторины;
- квест – игра и т.д..
Педагогический контроль предполагает такие виды как:
- входная диагностика проводится с целью определения уровня знаний,
умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько
ребёнок готов к освоению данной программы в начале образовательного
процесса. Входная диагностика в объединении проводится в сентябре, а
также, с вновь прибывшими учащимися в течение учебного года, в первую
неделю после их зачисления.
- текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение
всего года обучения с целью установления уровня теоретических знаний и
практических умений и навыков обучающихся по изученным темам.
Периодичность и формы текущего контроля успеваемости прописаны в
календарном плане.
- промежуточная аттестация по завершению программы в целом
проводится в мае и представляет собой оценку качества освоения
обучающимися содержания программы за весь период обучения.
Учащимся,
успешно
освоившим
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Основы 3Dмоделирования» и прошедшим промежуточную аттестацию по завершению
программы, выдаётся почётная грамота и призы.

10

2.4.

Оценочные материалы

Характеристика оценочных материалов
Таблица 5

Метапредметные
результаты

Личностные результаты

Планируемые
результаты

У обучающегося
будет развито
внимание
Сформирована
самостоятельность
обучающегося

Будут
сформированы
навыки
сотрудничества

Критерии оценивания

Первый год обучения
7-10 баллов — ребенок затратил 1-2 минуты; 0-1 ошибка
4-6 баллов — ребенок затратил 2-3 минуты; 2-3 ошибки
0–3 балла — ребенок затратил 3-4 минуты; 3-4 ошибки

низкий – 0–12 баллов; Если ребенок отказался от выполнения
задания, или собрал 1 картинку с ошибками
средний – 13–24 балла; Если ребенок собрал 2 картинки полностью
или с ошибками
высокий – 25–48 баллов.Если ребенок собрал все картинки
полностью или с ошибками.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных
отношений определяются при помощи балльной системы.
а) оцениваются в 1 балл,
б) - 0,5 балла,
в)– 0 баллов.

Виды
контроля/
промежуточн
ой аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Работа по
картинкам

Методика
«Переплетенные
линии»
А. Рей.
Приложение 2
Методика
«Неразрешимая
задача»
Л.А. Головей

Выполнение
тестового
задания

Приложение 3

Работа по
картинкам

Методика для
определения навыков
сотрудничества
Н.Ю. Яшина

Приложение 4

11

Предметные результаты

Развито умение
слушать и понимать,
выполнять инструкцию
педагога и действие по
инструкции.

у обучающегося
будет развита
способность
выбора правильной
последовательност
и при работе в
технике
«паперкрафт»
у обучающегося будет
развит навык
обработки техники с
использованием 3D
ручки.

у обучающегося
повысится уровень
представления о
создании модели в
программах по 3D моделированию.

Низкий уровень - 0 баллов – ничего не сделал;
Средний уровень - 1 балл – собрал картинку похожую по алгоритму, но не
правильно;
Высокий уровень - 2 балла – собрал правильную картинку

Низкий уровень - 0 баллов – не собрал модель по развертке
Средний уровень - 1 балл – собрал модель не правильно;
Высокий уровень - 2 балла – собрал модель правильно

Работа по
картинкам

«Выкладывание
узора по образцу»
Л.А. Головей
Приложение 5

Работа по
разверткам

Построение 3D
фигуры в технике
«паперкрафт»
Приложение 6

Низкий уровень - 0 баллов – не справился с заданием
Средний уровень - 1 балл – справился с заданием, но совершил
ошибки
Высокий уровень - 2 балла – справился с заданием без ошибок

Практическая
работа

Низкий уровень - 0 баллов – не справился с заданием
Средний уровень - 1 балл – справился с заданием, но совершил
ошибки
Высокий уровень - 2 балла – справился с заданием без ошибок

Работа по
картинкам

Выполнение плоской
фигуры с помощью
3D ручки
Приложение 7
Создание
трехмерной фигуры
в программе 3 D
Paint
Приложение 8

12

2.5.
Название раздела, темы

1

1 Блок. «Введение»

2

2 Блок «Техника
«Паперкрафт»»

3

3 Блок «Моделирование и
проектирование 3D ручкой»

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический
материал
Инструкции
Проектор
Презентации
Распечатка
Развертки
Канцелярские принадлежности
Линейка
Клей
Клиенка
Бумага
Инструкции
Проектор
Презентации
Распечатка
Развертки
Канцелярские принадлежности
Линейка
Клей
Клиенка
Бумага
Инструкции
Проектор
Презентации
Распечатка
Развертки
Канцелярские принадлежности
3Д ручка
Пластик
Клиенка
Бумага

Методические материалы
Таблица 6
Формы, методы, приемы обучения.
Педагогические технологии

Формы учебного
занятия

Формы
контроля/аттестации

Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой

Вводное занятие
Занятие аттестация
Интегрированное
занятие
Беседа. Лекция
Тематические задания
Занятие - игра

Беседа. Наблюдение.
Выполнение тестовых
заданий. Устный
диктант. Опрос.
Выполнение
практических заданий
Входная диагностика

Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой

Практическое занятие
Занятие - игра
Интегрированное
занятие
Беседа;
Лекция.
Творческое занятие

Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная работа
Выставка
Выполнение групповых
работ
Выполнение
практических заданий

Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой

Беседа
Тематические задания
Практическое занятие
Игра
Викторина

Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная работа
Выставка
Выполнение групповых
работ
Выставка

13

4

4 Блок «Знакомство с
программами по 3Dмоделированию»

5

5 Блок. «Конвертирование и
печать на 3 D принтере»

Инструкции
Проектор
Презентации
Распечатка
Развертки
Канцелярские принадлежности
3Д ручка
Пластик
Ноутбук
Клиенка
Бумага
Инструкции
Проектор
Презентации
Распечатка
Развертки
Канцелярские принадлежности
3Д ручка
Пластик
3Д принтер
Ноутбук
Клиенка
Бумага

Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой

Обучающие игры;
Самостоятельные
задания.
Интегрированное
занятие
Практическое занятие
Занятие – игра
Творческое занятие

Беседа. Наблюдение
Практическая игра
Самостоятельная работа
Выполнение тестовых
заданий
Работа в программах по
3Д моделированию

Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Объяснительно иллюстративный
Игровой

Занятие - игра
Практическое занятие
Обучающие игры;
Тематические задания
Беседа; Игровая
программа,
Интегрированное
занятие

Беседа. Наблюдение
Практическая игра
Самостоятельная работа
Выполнение тестовых
заданий
Работа в программах по
3Д моделированию
Итоговая аттестация

Алгоритм учебных занятий. Приложение 9
Картотека дидактических игр. Приложение 10

14

2.6.

Рабочая программа воспитания

Настоящая программа разработана для детей от 9 до 11 лет, обучающихся в кружке
«Основы 3D-моделирования», с целью организации воспитательной работы с учащимися.
Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной
ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Данная воспитательная программа представляет собой базисный минимум
воспитательной работы, обязательный для проведения с учащимися кружка, на всех уровнях
обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в зависимости от
конкретных образовательных потребностей детей.
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Направления воспитания:
Патриотическое: формирование у обучающихся патриотических чувств к прошлому,
настоящему и будущему родной области, села, чувства гордости за свою Родину.
Социализация: ориентирована на познание мотивов своего поведения, изучение
межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе, развитие младших школьников.
Формы воспитания:
1. Работа с коллективом учащихся:
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе
участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу.
2. Индивидуальная работа:
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с членами объединения и пр.), когда каждая проблема трансформируется
руководителем кружка в задачу для учащегося, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа с учащимися, направленная на учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения (участие в конкурсах и пр.) в ходе индивидуальных
неформальных бесед с руководителем кружка в начале каждого года планируют их, а в конце
года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися объединения.
Формы деятельности (варианты организации воспитательного процесса):
-мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами
или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного
воздействия на них.
-дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами
коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
15

-игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в
коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.
Методы воспитания:
В кружке «Основы 3D-моделирования» применяются различные методы воспитания
такие как:
– методы формирования сознания (методы убеждения)
– объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения
– приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности
– поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Планируемые результаты:

у учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях
российского общества;

- учащийся овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- у ребенка развита способность к самостоятельному анализу выполненной
работы;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь
для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения;

-обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;

- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

- содействие формированию активной гражданской позиции;

- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к истории страны, к
своей области и селу.
2.7.

Календарный план воспитательной работы
Группа (9-11лет)

№

Название мероприятия,

п/п

события, дела

Форма проведения

Таблица 7
Сроки проведения

1

«Наша безопасность»

Познавательная программа

Сентябрь

2

«Праздничная пятиминутка»

Поздравление ко Дню
учителя

Октябрь

16

3

«День доброты»

Мастер-класс

Ноябрь

4

«День героев»

Познавательная программа

Декабрь

5

«Защищая Отечество»

Познавательная программа

Январь

6

«День защитника»

Выставка творческих работ

Февраль

7

«Что?Где?Когда?»

Интеллектуальная игра

Март

8

«Страницы истории»

Познаватальная программа

Апрель

9

«Веселое чаепитие»

Чаепитие

Май

10

Участие в муниципальных,
областных и всероссийских
конкурсах

Проявлять интерес к
конкурсам, стремиться к
улучшению своей
творческой деятельности.

В течение всего
учебного года

17

3.

Список литературы

Литературы для педагога.
Нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации (от12.12.1993сизм.01.07.2020);
- Указ Президента Российской Федерацииот21.07.2020«О национальных целях
развития РФ на период 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021№400 «О Стратегии
национальной безопасности РФ»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
-Федеральныйзаконот30.04.2021г.№127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» (далее-ФЗ-127);
- Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от14.07.2022 №261ФЗ (далее-ФЗ-261);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29мая 2015г.№996-р);
- Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования,
относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации
(утв.распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021
№3427);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее -Концепция);
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФот28.09.2020N28"ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об
утверждении
санитарных
правил
и
норм
СанПиН1.2.368521«Гигиеническиенормативыитребованиякобеспечениюбезопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
- Федеральные проекты «Цифровая образовательная среда»,
«Современная школа»,«Патриотическое воспитание»(2020);
- Паспорт федерального проекта"Успех каждого ребенка"(утвержден на заседании и
проектного комитета по национальному проекту"Образование"07декабря 2018г.,протокол№3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
18

детей» (далее – Целевая модель);
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020г.№882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021№652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее– Порядок);
- Локальные акты Учреждения.

















Литература, использованная при составлении программы:
Афанасьева.И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний: учеб. пособие
/И.П.Афанасьева. – СПб.: Детство – Пресс, 2004. – 127 с.
Афонькин С.Ю. и др. «Рождественское оригами» - Москва: Аким, 1998 - 64 [1] с. : ил.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для
начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. –
207с. – Библиогр.: 206-207
Веннинджер М. “Модели многогранников” - Москва: Мир, 1974 - 236 с. [1] с. : ил.
Волина. В.В. Весёлая математика / В.В.Волина. - М.: Знание, 1994. - 336 с.
Волков. Б.С. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие
/Б.С.Волков. – СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. – СПб.: Питер, 2007
Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций:
учебное пособие / И.Г. Лесничая, Ю.Д. Романова. – М.: Эксмо, 2006.
Леготина С.Н. Элективный курс. Мультимедийная презентация. Компьютерная
графика. 9 класс./ Сост. Леготина С.Н. – Волгоград: ИТД «Корифей».
Официальный учебный курс Microsoft: Microsoft Office PowerPoint 2003/ пер. с англ. –
М.: Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний 2006.
О’Хара Шелли. Абсолютно ясно о Microsoft Office Access 2003: - М.: издательство
ТРИУМФ, 2005.
Чиртик А.А. HTML: Популярный самоучитель. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
Хуторской А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10 – 11 кл.: учеб.
пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / А.В.
Хуторской, А.П. Орешко. – М.: Дрофа, 2007.
Официальный учебный курс Microsoft: Microsoft Office Access 2003/ пер. с англ. – М.:
19

Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний 2006.
Электроные ресурсы

Официальный
сайт
WorldSkills[Электронный
ресурс]
–
Режимдоступа:
http://www.worldskills.org/

Официальный Российский сайт WorldSkills [Электронныйресурс] – Режим доступа:
http://worldskillsrussia.org/

http://autocad-lessons.ru/lessons/videoinventor/

https://www.youtube.com/watch?v=YnL43cw7tuI&list=PLEmRz97ryrmmn0wyZNs_xoNsT
uv1IPE5

https://www.youtube.com/watch?v=T0vnSfekpK4&list=PLFA00F470FF94ECED

http://www.autodesk.ru/— официальный сайт разработчикаAutodeskInventor;

http://inventor-ru.typepad.com/—официальныйблогпоAutodeskInventor на русском языке

http://help.autodesk.com/—справка по AutodeskInventor(видеоуроки, учебные пособия и
демонстрационные ролики)
Литературадляобучающихся:

Горбачева Н.М., Гончарова М.А. Введение в информатику.– С.: издательство СПЭК,
2002

Екимова М.А. Задачи на разрезание : [12+] / М. А. Екимова, Г. П. Кукин. - Изд. 6-е,
стер. - Москва : МЦНМО, 2016. - 118, [2] с.

Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. – СПб.: Питер, 2007

Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций:
учебное пособие / И.Г. Лесничая, Ю.Д. Романова. – М.: Эксмо, 2006.

Гончарова М.А. Курс лекций по дисциплине «Операционные системы и среды». –
С.: издательство СПЭК, 2003

Иванов В. Microsoft Office System 2003: русская версия. Учебный курс. – СПб.:
Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2005.


Чиртик А.А. HTML: Популярный самоучитель. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.


Хуторской А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10 – 11 кл.: учеб.
пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Хуторской,
А.П. Орешко. – М.: Дрофа, 2007.
 Официальный учебный курс Microsoft: Microsoft Office Access 2003/ пер. с англ. – М.:
Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний 2006.
Электронные ресурсы:
1. https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-mir-komp-iutiera-dlia-obuchaiu.html
2.https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-kompyuternye-igry-kak-sredstvo-povyshenijakachestva-obrazovanija.html

20

3.https://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-didakticheskie-igri-na-urokah-informatiki-vchetvertom-klasse-3807891.html#_Toc8557655
4. https://pandia.ru/text/77/456/934.php - особенности воспитательной работы в системе
дополнительного образования.
5.

http://www.detkiuch.ru

6.

http://nsportal.ru

7.

http://информатика.1сентября.рф/view_article.php?ID=200900520

21

4.

Приложения
Приложение 1

Календарный учебный график
№

Дата

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Место

Форма

проведения

занятия

Форма контроля

Примечан
ие

1 Блок «Вводный»
Введение. Вводный
инструктаж по ТБ.
Ознакомление с
работой кружка,
содержание и порядок
работы. Знакомство с
детьми. Входная
диагностика
Входная диагностика

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Вводное
занятие
Занятие
аттестация

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятие
аттестация

08.09. 2025

Основы
моделирования

2

11.09.2025

Знакомство с
техникой
«Паперкрафт».
Материалы и
инструменты
необходимые для

2

1-2

01.09.2025

3-4

04.09.2025

5-6

7-8

2 Блок «Техника Паперкрафт»
1
1
Каб. № 17

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция
Тематическ
ие задания
Занятие игра
Тематическ
ие задания

Беседа.
Выполнение
тестовых заданий.
Педагогическое
наблюдение
Вводный контроль.
Работа по
картинкам
Выполнение
тестовых заданий.
Наблюдение.
Устный опрос;
Работа по
картинкам
Вводный контроль.
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
практических
заданий
Наблюдение.
тестовые задания;
Работа с
развертками
Практическая
работа
22

9-10

15.09.2025

работы.
Освоение техники
«Паперкрафт»

2

0,5

1,5

Каб. № 17

11-12

18.09.2025

Работа с развертками,
склейка деталей

2

0,5

1,5

Каб. № 17

13-14

22.09.2025

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция

15-16

25.09.2025

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Тематическ
ие задания

17-18

29.09.2025

Просмотр творческих
работ.
Изготовление изделия
в технике
«Паперкрафт»
Изготовление изделия
в технике
«Паперкрафт»

2

0,5

1,5

Каб. № 17

19-20

02.10.2025

Способы сборки
изделия

2

0,5

1,5

Каб. № 17

21-22

06.10.2025

Способы сборки
изделия

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическа
я работа с
элементами
игры
Интегриров
анное
занятие;
Беседа,
практическо
е занятие

23-24

09.10.2025

Выбор
индивидуальной
модели. Вырезание
деталей

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция

25-26

13.10.2025

Сборка моделей по
схеме

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция
Практическ
ое занятие

Лекция,
практическа
я работа
Лекция
Тематическ
ие задания

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
Практическая
работа
Устный опрос
Работа в карточке
Педагогическое
наблюдение; Опрос
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
творческих заданий
Опрос,
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
23

Сборка моделей по
схеме
Знакомство с видами
бумажного мастерства

2

0,5

1,5

Каб. № 17

2

0,5

1,5

Каб. № 17

23.10.2025

Изготовление модели
в технике «Кубкрафт»

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Беседа с
элементами
игры,
практическа
я работа

33-34

27.10.2025

Изготовление модели
в технике «Оригами»

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция
Занятиеигра.

35-36

30.10.2025

Технология
изготовления моделей

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Беседа.
Практическ
ое занятие

37-38

01.11.2025

Технология
изготовления моделей

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие

39-40

06.11.2025

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Беседа

41-42

10.11.2025

Сборка деталей в
единое целое
Самостоятельная

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция

27-28

16.10.2025

29-30

20.10.2025

31-32

Творческое
занятие
Игразанятие

практических
заданий
Текущий контроль
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических
заданий.
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий.
Самостоятельная
работа
Педагогическое

Работаем
за
03.11.25

24

постройка объемных
моделей
43-44

13.11.2025

Способы
декорирования
моделей

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Беседа
Практическ
ое занятие

45-46

17.11.2025

Виды и способы
декорирования

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие

47-48

20.11.2025

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятиеигра

49-50

24.11.2025

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие

51-52

27.11.2025

Повторение
упражнений по
отработке основных
элементов
Повторение
упражнений по
отработке основных
элементов
Закрепление и
отработка знаний

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция

53-54

01.12.2025

Закрепление и
отработка знаний

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие с
элементами
игры

55-56

04.12.2025

Закрепление основных
приемов начального
моделирования

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция,
практическо
е занятие

наблюдение.
Выполнение
упражнений.
Педагогическое
наблюдение.
Практическая
работа.
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Самостоятельная
работа
Устный опрос,
выполнение
практических
заданий
Педагоги1ческое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Выполнение
творческих заданий

25

Закрепление основных
приемов начального
моделирования
Оформление
творческого проекта

2

0,5

1,5

Каб. № 17

2

0,5

1,5

Каб. № 17

15.12.2025

Оформление
творческого проекта

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция.
Творческое
занятие

63-64

18.12.2025

Промежуточная
аттестация

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятие
аттестация

65-66

22.12.2025

2

0,5

1,5

Каб. № 17

67-68

25.12.2025

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятие
аттестация
Занятиеигра

69-70

29.12.2025

Промежуточная
аттестация
Подведение итогов
освоения техники
«Паперкрафт»
Подведение итогов
освоения техники
«Паперкрафт»

2

0,5

1,5

Каб. № 17

71-72

12.01.2026

57-58

08.12.2025

59-60

11.12.2025

61-62

Техника безопасности
при работе 3D горячей

Лекция.
Творческое
занятие
Лекция.
Творческое
занятие

Лекция
Практическ
ое занятие

3 Блок «Моделирование и проектирование 3 Д ручкой»
2
1
1
Каб. № 17
Практическ
ое занятие

Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Беседа.
Выполнение
тестовых заданий.
Педагогическое
наблюдение.
Работа по
картинкам
Беседа.
Выполнение
тестовых заданий.
Педагогическое
наблюдение
Вводный контроль.
Работа по
картинкам
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа
Выполнение
26

ручкой
Правила работы и
организация рабочего
места. Знакомство с
конструкцией горячей
3D ручки.

тестовых заданий
Выполнение
тестовых заданий

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция
Практическ
ое занятие

Предохранение от
ожогов. Заправка и
замена пластика.
Основы работы с 3D
ручкой

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятиеигра

Работа по
картинкам

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие

Применение различных
приемов работы с
пластиком.
Совершенствование
аккуратности и качества
изделий.
Выполнение плоских
рисунков

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция,
практическо
е занятие

Выполнение
практического
задания
Выполнение
практического
задания

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция
Презентация

02.02.2026

Выполнение плоских
рисунков

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятиеигра

85-86

05.02.2026

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция

87-88

09.02.2026

Выполнение плоских
рисунков
Рисование на бумаге,
пластике или стекле.

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие

89-90

12.02.2026

Создание плоских
элементов для
последующей сборки.

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятиеигра

73-74

15.01.2026

75-76

19.01.2026

77-78

22.01.2026

79-80

26.01.2026

81-82

29.01.2026

83-84

Выполнение
практического
задания
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
практических
заданий
Тестовые задания
Педагогическое
наблюдение

27

Создание плоских
элементов для
последующей сборки.
Сборка моделей из
отдельных элементов

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция

Педагогическое
наблюдение

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Выполнение
творческих заданий

26.02.2026

Сборка моделей из
отдельных элементов

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Беседа.
Творческое
занятие
Занятиеигра

97-98

02.03.2025

99-

05.03.2026

Техника безопасности
при работе с
компьютером
Понятие о 3D-модели
и виртуальной
реальности.
Области применения и
значения.

91-92

16.02.2026

93-94

19.02.2026

95-96

100
101-

12.03.2026

102

103-

1,5

Каб. № 17

Беседа.
Презентация
.

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятиеигра

19.03.2026

Знакомство с
программой Paint

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция.
Презентация

23.03.2026

Знакомство с
программой Paint

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие

26.03.2026

Знакомство с

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция,

108
109-

0,5

Интерфейс программы.
Инструментальная
панель.

106

107-

2

16.03.2026

104
105-

4 Блок «Знакомство с программами по 3Д - моделированию»
2
1
1
Каб. № 17
Беседа.
Презентация
.
2
0,5
1,5
Каб. № 17
Лекция

Выполнение
практических
заданий
Тестовые задания
Работа по
картинкам
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Практические
задания
Педагогическое
28

программой 3D Paint

110

111-

Знакомство с
программой 3D Paint

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Творческое
занятие

02.04.2026

Проект в 3DPaint

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция

Выполнение
творческого
задания
Самостоятельная
работа

Занятиеигра

Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических

114

115-

Знакомство с
программой по 3D
моделированию
Blender

09.04.2026

Знакомство с
программой по 3 D
моделированию
Blender

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция

13.04.2028

Назначение и состав
программы Blender

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие

16.04.2026

Понятие трехмерной
модели

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятиеигра.

118

119120

121122

5 Блок «Конвертирование и печать на 3 Д-принтере»
2
1
1
Каб. № 17

06.04.2026

116

117-

наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Самостоятельная
работа

30.03.2026

112
113-

презентация

29

123-

Особенности,
параметры и форматы

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Презентация
Творческое
занятие

23.04.2026

Настройки интерфейса
программы

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция.
презентация

27.04.2026

Создание простой
модели в программе
Blender
Создание простой
модели в программе
Blender
Изменение основных
характеристик

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция
презентация

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятиеигра

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Практическ
ое занятие

07.05.2026

Конвертирование и
печать в 3 D принтере

2

0,5

1,5

Каб. № 17

14.05.2026

Конвертирование и
печать в 3 D принтере

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Лекция.
Презентация
.
Занятиеигра

18.05.2026

Промежуточная
аттестация

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятие
аттестация

Выполнение
творческих заданий

21.05.2026

Промежуточная
аттестация

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Занятие
аттестация

Выполнение
творческих заданий

25.05.2026

Повторение
пройденного

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Беседа.
Презентация

Устный опрос
Работа в карточке

2.05.2026

Повторение
пройденного

2

0,5

1,5

Каб. № 17

Беседа
презентация

Выполнение
творческих заданий

124

125126
127128
129-

30.04.2026

130
131-

04.05.2026

132
133134
135136
137138
139140
141142
143-

заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Выполнение
групповых работ

20.04.2026

Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
практических
заданий
Работа в карточках
Педагогическое
наблюдение

30

144
Итого:

144

38

106

31

Приложение2
Методика «Переплетенные линии»
Автор: А. Рей
Цель: с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.
Стимульный материал: Рисунок на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая
линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа.) Но эти номера не совпадают.
Описание: перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе покажу карточку, на
которой нарисованы 10 линий, ты внимательно посмотришь и без помощи ручки или пальца,
должен будешь найти с какой цифры начинается линия и какой цифрой оканчивается. Эти
цифры нужно записать в клеточки.
Далее ребенку показывается карточка с линиями и дается лист с клеточками для
вписывания ответов.
Оценка результатов:
Объемом внимания ребенка считается максимальное число линий, которое ребенок смог
правильно записать.
Стимульный материал к заданию «Переплетенные линии».

Начало линии

Конец линии

32

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
7-10 баллов — ребенок затратил 1-2 минуты; 0-1 ошибка
4-6 баллов — ребенок затратил 2-3 минуты; 2-3 ошибки
0–3 балла — ребенок затратил 3-4 минуты; 3-4 ошибки
Выводы об уровне развития:
8–10 баллов — высокий.
4–6 баллов — средний.
0–3 баллов — низкий.

33

Приложение 3

Методика «Неразрешимая задача»
Автор:.Л.А.Головей,
Цель: определения таких психических реальностей, как уровень притязаний, познавательная
потребность, самооценка.
Возраст: обучающиеся 9-11 лет
Описание методики.
Методика позволяет выявить не только такие качества личности школьника как
деловитость,ответственность, самостоятельность, которые в психологии относят к волевым, но и
одну из устойчивых характеристик личности - эмоциональную реакцию на трудность,
показателем которой является отказ от решения задачи. з
Проведение методики «Нерешаемая задача» создает ситуацию, когда учащиеся поставлены
в условия преодоления трудностей. Задания в ней характеризуются почти полным отсутствием
связи с прежним школьным опытом. Неуспех, с которым учащиеся сталкиваются в процессе
выполнения заданий по данной методике, выявляет не только имеющийся уровень развития
волевых качеств, но и их проявление на каждом возрастном этапе.
Инструкция для младшего школьного возраста. Педагог предлагает ребенку поиграть в
кубики. «Хочешь поиграть в кубики? Давай поиграем так: я тебе показываю картинку, а ты мне
ее должен быстро собрать. Время я засекаю по секундомеру. Садись удобно. Посмотри на эту
картинку. Теперь собирай ее». Картинку кладет на стол перед ребенком, включает секундомер.
По окончанию задания одобряет действия ребенка: «Молодец, быстро собрал». «Хорошо и
правильно все собрал» и т.д. После того как картинка собрана, секундомер выключается.
Затем предлагает собрать вторую картинку, затем третью. Время засекается от начала сбора
картинки до отказа ребенка от задания. Записав характер отказа, экспериментатор спрашивает:
«Как ты думаешь, почему эта картинка не собралась?» Записывает ответ.
Результаты исследования позволяют выделить время, в течение которого испытуемый
пытается решить задачу (с момента включения его в данную деятельность и до отказа выполнить
предложенное задание). Время решения задачи служит количественной характеристикой
проявления волевого усилия. Характер отказа, объяснение причины нерешения предложенной
задачи, а также поведение учащихся в экспериментальной ситуации дают возможность увидеть
особенности влияния эмоциональности учащихся на проявление волевых качеств.
Карта проявлений самостоятельности заполняется педагогом на основе наблюдений,
проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда,
то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда – 2 балла, часто – 4 балла.
Обработка результатов: Подсчитав количество баллов, можно определить уровень
развития самостоятельности у ребенка:
низкий – 0–12 баллов;
средний – 13–24 балла;
высокий – 25–48 баллов.

34

Приложение 4
Методика для определения навыков сотрудничества
Автор: Н.Ю. Яшина
Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его
отношениях к другим людям (выходная диагностика).
Педагог предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из
предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу.
Варианты возможных ответов
.

Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да; б) иногда; в) никогда.
.

Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.
.

Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да; б) иногда; в) никогда.
.

Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;
б) заставляю себя его выполнить;
в) не всегда довожу начатое дело до конца.
.

Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да, б) не всегда, в) нет.
.

Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;
б) иногда сочувствую, иногда нет;
в) никогда не сочувствую.
Обработка данных.
Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при
помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

35

Приложение 5

«Выкладывание узора по образцу»
Автор:Л.А. Головей
Задача, предлагаемая детям, при внешней привлекательности и простоте имеет
единственное решение. Оно состоит в том, чтобы ребенок самостоятельно открыл принцип
составления, способ выкладывания узора- образца и выложил его точно так же.
Принципом составления узора было наложение одной геометрической фигуры на
другую («слоеный пирог»). Ребенку дают набор необходимого количества фигур разного
цвета и размера, вырезанных из бумаги. Геометрические фигуры подбираются так, чтобы
между ними было много схожих между собой по форме и по цвету. Однако в общей картине
узора каждая фигура занимает строго определенное место. Если ребенок допускает ошибку и
выбирает сходную фигуру, то выложить узор полностью уже невозможно.
Внешний вид узора не совпадает с теми геометрическими фигурами, из которых он
состоит. Трогать образец во время выполнения не разрешается. Можно только смотреть на
него.
Рассмотрим два элемента узора: треугольники и квадраты, и их сочетание. Например,
одинаковый внешний вид имеют два следующих фрагмента узора. В первом случае на квадрат
желтого цвета наложен треугольник красного цвета. Во втором случае – на квадрат красного
цвета наложен треугольник желтого цвета. Если ребенок ошибочно берет два треугольника
(желтый и красный) и прикладывает их друг к другу, то следующую фигуру он уже не может
выложить, так как у него остаются два квадрата.
Чтобы выложить предложенный узор, ребенок должен действовать вопреки
навязываемому зрительному образу восприятия, аналитико-синтетические умения
постижения сущности задачи, произвольно перестраивать свою деятельность и управлять ею.
Кроме того, ребенок должен проявить волевые усилия, исправляя ошибки,
предпринимая все новые и новые попытки достичь цели, несмотря на неудачи.
Инструкция. Посмотри, пожалуйста, какой красивый узор. Ты можешь сделать такой же.
Вот здесь, в пакетике, который я тебе дам, есть все необходимые фигуры, чтобы выложить
узор. Достань их, пожалуйста, и внимательно рассмотри. Образец будет перед тобой, его
нельзя трогать руками и переворачивать. А вот на этом листике попробуй выложить точно
такой же узор. По времени выполнения задания (а в эксперименте ограничивается), ребенок
может говорить: «Я все сделал» или «Я больше не буду делать», всех испытуемых можно
разделить на три группы.
Анализ результатов:
Низкий уровень - 0 баллов – ничего не сделал;
Средний уровень - 1 балл – собрал картинку похожую по алгоритму, но не правильно;
Высокий уровень - 2 балла – собрал правильную картинку

36

Приложение 6

Построение 3Д фигуры в технике «паперкрафт»

37

Анализ результатов
Низкий уровень - 0 баллов – не собрал модель по развертке
Средний уровень - 1 балл – собрал модель не правильно;
Высокий уровень - 2 балла – собрал модель правильно

38

Приложение 7
Выполнение плоской фигуры с помощью 3Д ручки
Практическая работа «Дерево»
Обучающийся с помощью 3D ручки должен сделать плоскостную фигуру в виде дерева

Анализ результатов
Низкий уровень - 0 баллов – не справился с заданием
Средний уровень - 1 балл – справился с заданием, но совершил ошибки
Высокий уровень - 2 балла – справился с заданием без ошибок

39

Приложение 7

Создание трехмерной фигуры в программе 3 Д Paint

Анализ результатов:
Низкий уровень - 0 баллов – не справился с заданием
Средний уровень - 1 балл – справился с заданием, но совершил ошибки
Высокий уровень - 2 балла – справился с заданием без ошибок

40

Приложение 8
Алгоритм учебных занятий:
Основные структурные элементы:
Занятия имеют определённую структуру, которая во многом диктуется
содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих
факторов в любом занятии выделяют 3 основные части, неразрывно связанные
общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей:
необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать
интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть
учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребёнка
формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в
какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или
практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений,
которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приёмы
обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом
восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка. Обращения ко всем
детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в
выполнении учебной задачи как следствие нечёткого объяснения педагога.
Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает,
внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с
указанием педагога. В случае затруднения такому ребёнку бывает достаточно
совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог даёт возможность
каждому учащемуся подумать, попытаться самостоятельно найти выход из
затруднительного положения. Педагог должен стремиться к тому, чтобы у
каждого ребёнка получился результат, свидетельствующий о его продвижении,
показывающий, чему он научился.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов
деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и
индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.В
зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения
каждой части занятия может быть различной. После проведения занятия педагог
анализирует его результативность, освоение детьми программных задач,
проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

41

Приложение 9
1.Дидактическая игра«Найди»
Цель: Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры,
основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет
сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и
находит фигуру по заданному признаку.
Ход игры.
Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по
размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру).
Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по
размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и
форме, по форме и размеру; по цвету, форме и размеру). Найди такие же, как эта
по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или
такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая
фигура, по цвету и форме, но другие по размеру ( такие же по размеру и цвету,
но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
2.Дидактическая игра «Украсим ёлку игрушками»
Цель: знакомство с составом числа 10.
Материал: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.
Ход игры: педагог сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку.
Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На
верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо
повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел
была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку.
3.Дидактическая игра «Посмотри вокруг»
Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить
предметы определённой формы.
Ход игры: Класс делится на команды. Педагог предлагает назвать предметы
(которые их окружают) круглой, прямоугольной, квадратной, четырёхугольной
формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный
ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами
предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра
проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется
победитель, набравший наибольшее количество очков.
4.Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель дидактической игры «Собери картинку» – научить дошкольников
визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять
форму и расцветку изображенных объектов.
Материал: Картинки парные: одну оставьте целой (это будет образец), вторую
произвольно разрежьте..
Ход игры: Каждому играющему педагог раздает разрезанные карточки,
предлагает внимательно рассмотреть каждую часть, составить изображение.
На первом этапе игры дети составляют изображение, накладывая части на
картинку-образец. Дальше педагог усложняет задачу: убирает образец, теперь
42

игроки должны сложить картинку без зрительной подсказки. Также задание
можно усложнить, поменяв изображение на более сложное, детализированное.
5. Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: называет геометрические фигуры, цвет, величину, толщину.
Материал: набор картонных геометрических фигур разного цвета и размера.
Ход игры.
Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой
желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный
квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом…
6.Дидактическая игра «Веселый алфавит»
Цель: формировать умение детей подобрать буквы, на которые начинаются
слова, изображенные на картинках.
Материал: прищепки, картонный круг, картинки с изображением предметов,
листочки с алфавитом
Ход игры: Перед ребенком лежат прищепки с приклеенными картинками и
буквами; один большой круг в котором приклеены картинки. Ребёнку
предлагается прикрепить прищепки с буквами на рисунки, с которой начинается
слово.
7.Дидактическая игра "Математическое лото"
Цель: Закрепление знаний детей о числах от 1 до 10, геометрических фигурах.
Развитие мышления, внимания, быстроты реакции. Воспитывать честность,
учить детей объединяться в микрогруппы для совместной игры, способствовать
формированию дружеских взаимоотношений.
Материал: набор из 14 карточек на которых изображены геометрические
фигуры и цифры, "бочонки" с теми же изображениями, фишки.
Ход игры: раздаются карточки по количеству детей, выбирается ведущий, роль
которого доставать из мешочка "бочонки" с изображением цифры, или
геометрической фигуры и четко произносить, что изображено на "бочонке".
Остальные игроки ищут на своих карточках названную фигуру, или цифру и
закрывают её "бочонком", или кружком. У кого карточка окажется быстрее
закрыта, тот и победил.

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».