ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕАТР ПЕСНИ НА 2025- 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка................................................................................................................3
Цель и задачи программы………………………………………………………………............4
Содержание программы………………………………………………………………...............5
Планируемые результаты……………………………………………………………………....6

Раздел № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график………………………………………………………..................7
2.2. Условия реализации программы………………………………………………………………...8
2.3. Формы аттестации………………………………………………………………………………..9
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………….10
2.5. Методические материалы………………………………………………………………………12
2.6. Рабочая программа воспитания…………………………………………………………..........13
2.7. Календарный план воспитательной работы……………………………………………..........14
3. Список литературы……………………………………………………………………………..15
4. Приложения……………………………………………………………………………………..18

2

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театр песни» (далее – Программа) относится к художественно-эстетической
направленности.
Актуальность программы заключается в том, что в современных условиях
пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства,
развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы
актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения
ребенка, снятия зажатости, обучения художественному воображению — это
путь через игру и фантазирование.
Для того чтобы ребенок мог развивать свои вокальные способности, мог
овладеть умениями и навыками вокального искусства, а также научиться
передавать
внутреннее
эмоциональное
состояние,
разработана
общеобразовательная программа «Театр песни»
Отличительные особенности программы, новизна:
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой
деятельности в процессе театрального воплощения.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
детского здоровья, а именно дефекты речевого развития. Пение благотворно
влияет на развитие голоса, помогает строить плавную и непрерывную речь, а
также благодаря скороговоркам и другим артикуляционным упражнениям
позволяет правильно ставить звуки.
Целевая аудитория (адресат программы): программа адресована детям
от 7 до 11 лет. Программа предназначена для детей младшего школьного
возраста. Для детей предусмотрены задания различной степени сложности,
соответствующие возрастным возможностям.
Объём программы: 50 часов.
3 месяца обучения: 50 часов
Срок обучения по программе, срок освоения программы:
Срок обучения по программе:
02.09.2025 г. – 29.11.2025 г.
Срок освоения программы – 3 месяца.
Форма обучения: очная. Очная форма обучения наиболее эффективна в
работе с младшими школьниками, так как: осуществляется индивидуализация
обучения, повышается мотивация, интерес к изучаемому материалу,
осуществляется
эффект
обратной
связи,
происходит
активизация
познавательной деятельности.
Уровень программы: базовый.
3

Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: Традиционная форма
реализации программы представляет собой линейную последовательность
содержания в течение 3-х месяцев обучения в Учреждении.
Организационные формы обучения:
В соответствии с учебным планом программы сформирована одна группа
учащихся с 7 – 11 лет, являющиеся основным составом кружка «Театр песни»,
состав группы постоянный. Наполняемость группы составляет до 15 человек.
Режим занятий: организации занятий по данной дополнительной
общеобразовательной программе соответствует нормам. Занятия проводятся два
раза в неделю, по 2 академических часа, каждый продолжительностью 45 минут,
с перерывом между занятиями 10 минут в течении трех месяцев.
Таблица 1
Режим занятий
Группа
группа
7-11 лет

Понеде
льник

Вторник

Среда

четверг

1 занятие
14.00-14.45
Перерыв
14.45-14.55
2 занятие
14.55-15.40

пятница

суббота
1 занятие
12.00-12.45
Перерыв
12.45-12.55
2 занятие
12.55-13.40

1.2. Цель и задачи программы
Цель: Приобщение обучающихся к вокально-театральному искусству,
обучение пению.
Задачи:
Личностные:

создать условия для развития культуры поведения и общения у
обучающегося;

способствовать
сформированности
самостоятельности
обучающегося.
Метапредметные:

развивать навыки выразительности речи;

развивать чувство ритма.
4

Предметные:

развивать у обучающегося способность владения практическими
умениями и навыками вокального творчества

развивать у обучающегося навык актерского мастерства.
1.3. Содержание программы
Учебный план для группы (дети 7-11 лет)
Таблица 2
№
п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы промежуточной
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел1. «Вводный»

4

1

3

2

Раздел 2. «Техника «Пение как вид
музыкальной деятельности»

12

3

9

3

Раздел 3. «Театрализация»

18

5

13

4

Раздел 4. «Концертно-исполнительская
деятельность»

14

4

10

50

14

36

ИТОГО:

Беседа.
Прослушивание
Выполнение тестовых
заданий.
Наблюдение.
Работа с текстом
Входная диагностика
Работа по тексту
Прослушивание
Наблюдение.
Выполнение тестовых
заданий.
Работа с произведением
Самостоятельная работа
Работа по тексту
Прослушивание
Наблюдение.
Выполнение тестовых
заданий.
Работа с произведением
Самостоятельная работа
Работа по тексту
Прослушивание
Наблюдение.
Выполнение тестовых
заданий.
Работа с произведением
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Содержание учебного плана.
Раздел 1. «Вводный».
Теория: Знакомство с детьми. Познакомить детей с ТБ, с работой и
расписанием кружка. Входная диагностика.
Практика:
5

Раздел 2. «Техника «Пение как вид музыкальной деятельности»»
Теория: Знакомство с певческой установкой.
Практика: Выполнение творческих заданий. Выполнения упражнения на
дыхание. Использование голосовой интонации в распевках.
Раздел 3. «Театрализация»
Теория: Знакомство с понятием «театрализация».
Практика: Выполнение творческих заданий. Разучивание стихов и
исполнение их в разных жанрах.
Раздел 4. «Разучивание и исполнение»
Теория: Разучивание текста с расстановкой акцентов.
Практика: Исполнение произведений с музыкальным сопровождением и
без него.
Раздел 5. «Концертно-исполнительская деятельность»
Теория: Работа над эмоциональным напряжением в процессе репетиций.
Практика: Отработка вокально-театральных установок. Промежуточная
аттестация.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты по итогам реализации дополнительной
общеразвивающей образовательной программы «Театр песни».
По окончании освоения программы:
Личностные:

у обучающегося будет развита культураповедения и общения

сформирована самостоятельность обучающегося.
Метапредметные:

будут сформировaны навыки выразительности речи;

будет развито чувство ритма.
Предметные:

у обучающегося будет развита способность владения практическими
умениями и навыками вокального творчества.

у обучающегося будет развит навык актерского мастерства.

6

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1.

Календарный учебный график
Таблица 3

Период
обучения
(уровень)
3 месяца
обучения

Дата начала
занятий
02 сентября
2025 г.

Дата
окончания
занятий
29 ноября 2025
г.

Количество
учебных
недель
13

Количество
учебных
дней
25

Количество
учебных
часов
50 часов

Режим занятий
2 раза в нед. по
2 часа

Календарный учебный график (1 группа) – Приложение 1

7

2.2.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Реализация программы требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Мебель: шкафы, стеллажи для хранения дидактических пособий;
Ноутбук;
Столы, стулья;
Колонка
Дидактический и наглядный материал;
Картины – плакаты;
Тетради, канцелярские принадлежности в расчете на количество
учащихся.
Таблица 4
Дидактические пособия
Упражнения для начинающих вокалистов Е.С. Киселева
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Артикуляционная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Театральный сундучок Ю.Н. Малышкина
Театр Н. Емелина
Музыкальные пчелки Т.В. Ремезкова

Информационное обеспечение:
обучающие фильмы;
вокальные произведения
мультимедийные презентации;
вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты,
практические задания;
средства для организации учебных коммуникаций: мессенджеры
(Сферум)
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Олейник
Светлана Владимировна, имеющая высшее образование, педагогический
стаж работы – 9 лет.

8

2.3.

Формы аттестации

В течение учебного процесса педагог дополнительного образования
проверяет знания, умения и навыки детей и выводит средний результат по
оканчанию обучения. Согласно учебным планам, в программу включены
следующие формы контроля:
- работа с текстом
- выполнение тестового задания;
- наблюдение;
- беседа;
- выполнение практических заданий;
- опрос (устный, письменный) предполагает вопросы обучающимся по
теоретической части программы;
- участие в конкурсах;
- викторины;
- концертно-исполнительская деятельность
Педагогический контроль предполагает такие виды как:
- входная диагностика проводится с целью определения уровня знаний,
умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько
ребёнок готов к освоению данной программы в начале образовательного
процесса. Входная диагностика в объединении проводится в сентябре, а
также, с вновь прибывшими учащимися в течение учебного года, в первую
неделю после их зачисления.
- промежуточная аттестация по завершению программы и представляет
собой оценку качества освоения обучающимися содержания программы за
весь период обучения.
Учащимся,
успешно
освоившим
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Театр песни» и
прошедшим аттестацию по завершению программы, выдаётся почётная
грамота и призы.

9

2.4.

Оценочные материалы

Характеристика оценочных материалов
Таблица 5

Личностные результаты

Планируемые
результаты

Критерии оценивания

Виды
контроля/
промежуточн
ой аттестации

у обучающегося
будет развита
культура поведения и
общения

Преобладание делового мотива – 1 балл;
Преобладание игрового мотива – 2 балла;
Преобладание познавательного или личностного мотива – 3 балла.

Выполнение
тестового
задания

сформирована
самостоятельность
обучающегося.

Низкий - от 20 баллов и ниже
Средний- от 40 до 21 балла
Высокий - от 63 до 41 балла

Выполнение
тестового
задания

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Методика
Г.Р.Хузеева
Особенности
межличностных
отношений для детей
Приложение 2
Методика
самостоятельности
Н. В. Калининой

Метапредметные
результаты

Приложение 3
будут сформировaны
навыки
выразительности
речи;
будет развито
чувство ритма

3 балла – задание выполняется правильно
2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются
самостоятельно по ходу работы.
1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Работа с
раздаточным
материалом

Высокий- 1 балл
Средний- 0,5 балла,
Низкий - 0 баллов.

Работа с
раздаточным
материалом

Методика
Е.Ф. Архипова
выразительности речи
Приложение 4
Методика
Определения чувства
ритма
О. И. Лазаренко
10

Предметные результаты

Приложение 5

у обучающегося
будет развита
способность
владения
практическими
умениями и
навыками вокального
творчества.

Низкий от 3до 0 баллов
Средний от 6 до 4 баллов
Высокий от 7 до 10 баллов

Творческая
работа

Методика
диагностирования
вокальных
способностей
обучающихся О.
Ломакина

Приложение 6

у обучающегося
будет развит навык
актерского
мастерства

4-5 баллов- качество сильно выражено
2-3 балла- выражено средне
1-2 балла- выражено слабо

Практическая
работа

Методика выявления
навыка актерского
мастерства
А.А. Лосева
Приложение 7

11

2.5.
Название раздела, темы

Методические материалы
Таблица 6

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический
материал
Инструкции
Презентации
Распечатка
Раздаточный материал
Канцелярские принадлежности
Колонка
Ноутбук

Формы, методы, приемы обучения.
Педагогические технологии

Формы учебного
занятия

Формы
контроля/аттестации

Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой

Вводное занятие
Занятие аттестация
Интегрированное
занятие
Беседа. Лекция
Тематические задания
Занятие - игра
Творческое занятие
. Лекция
Самостоятельные
задания
Тематические задания
Занятие - игра
Творческое занятие

Беседа. Наблюдение.
Выполнение тестовых
заданий. Устный диктант.
Опрос. Выполнение
практических заданий
Входная диагностика

1

Раздел 1 «Введение»

2

Раздел 2.«Техника «Пение
как вид музыкальной
деятельности»

Инструкции
Презентации
Распечатка
Раздаточный материал
Канцелярские принадлежности
Колонка
Ноутбук

Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой

3

Раздел 3. «Театрализация»

5

Раздел 4. «Концертноисполнительская
деятельность»

Инструкции
Презентации
Распечатка
Раздаточный материал
Канцелярские принадлежности
Колонка
Ноутбук
Инструкции
Презентации
Распечатка
Раздаточный материал
Канцелярские принадлежности
Колонка
Ноутбук

Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Объяснительно иллюстративный
Игровой

Интегрированное
занятие
Беседа. Лекция
Тематические задания
Занятие - игра
Творческое занятие
Занятие - игра
Практическое занятие
Обучающие игры;
Тематические задания
Беседа; Игровая
программа,
Занятие-аттестация

Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная работа
Выполнение групповых
работ
Выполнение практических
заданий
Выполнение творческих
заданий
Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная работа
Выполнение групповых
заданий
Выполнение творческих
заданий
Беседа. Наблюдение
Практическая игра
Самостоятельная работа
Выполнение тестовых
заданий
Выполнение творческих
заданий
Промежуточная аттестация

Алгоритм учебных занятий. Приложение 8
12

2.6.

Рабочая программа воспитания

Настоящая программа разработана для детей от 7 до 11 лет, обучающихся в кружке
«Театр песни», с целью организации воспитательной работы с учащимися. Реализация
программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или
его
родителями
(законными
представителями)
основной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Данная воспитательная программа представляет собой базисный минимум
воспитательной работы, обязательный для проведения с учащимися кружка, на всех уровнях
обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в зависимости от
конкретных образовательных потребностей детей.
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Направления воспитания:
Патриотическое: формирование у обучающихся патриотических чувств к прошлому,
настоящему и будущему родной области, села, чувства гордости за свою Родину.
Социализация: ориентирована на познание мотивов своего поведения, изучение
межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе, развитие младших школьников.
Формы воспитания:
1. Работа с коллективом учащихся:
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе
участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу.
2. Индивидуальная работа:
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с членами объединения и пр.), когда каждая проблема трансформируется
руководителем кружка в задачу для учащегося, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа с учащимися, направленная на учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения (участие в конкурсах и пр.) в ходе индивидуальных
неформальных бесед с руководителем кружка в начале каждого года планируют их, а в конце
года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися объединения.
Формы деятельности (варианты организации воспитательного процесса):
-мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами
или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного
воздействия на них.
-дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами
коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
13

-игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в
коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.
Методы воспитания:
В кружке «Театр песни» применяются различные методы воспитания такие как:
– методы формирования сознания (методы убеждения)
– объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения
– приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности
– поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Планируемые результаты:

у учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях
российского общества;

- учащийся овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- у ребенка развита способность к самостоятельному анализу выполненной
работы;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь
для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения;

-обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;

- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

- содействие формированию активной гражданской позиции;

- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к истории страны, к
своей области и селу.
2.7.

Календарный план воспитательной работы
Группа (7-11 лет)
Форма проведения

Таблица 7
Сроки проведения

№

Название мероприятия,

п/п

события, дела

1

«Я-школьник»

Игровая программа

Сентябрь

2

«Дорогим учителям»

Октябрь

3

«Мамочка милая »

Поздравление ко Дню
учителя
Мастер-класс

Ноябрь
14

10

Участие в муниципальных,
областных и всероссийских
конкурсах

Проявлять интерес к
конкурсам, стремиться к
улучшению своей
творческой деятельности.

В течение всего
учебного года

15

3.

Список литературы

Литературы для педагога.
Нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации (от12.12.1993сизм.01.07.2020);
- Указ Президента Российской Федерацииот21.07.2020«О национальных целях
развития РФ на период 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021№400 «О Стратегии
национальной безопасности РФ»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
-Федеральныйзаконот30.04.2021г.№127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» (далее-ФЗ-127);
- Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от14.07.2022 №261ФЗ (далее-ФЗ-261);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29мая 2015г.№996-р);
- Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования,
относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации
(утв.распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021
№3427);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее -Концепция);
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФот28.09.2020N28"ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об
утверждении
санитарных
правил
и
норм
СанПиН1.2.368521«Гигиеническиенормативыитребованиякобеспечениюбезопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
- Федеральные проекты «Цифровая образовательная среда»,
«Современная школа», «Патриотическое воспитание»(2020);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка"(утвержден на заседании и
проектного комитета по национальному проекту"Образование"07декабря 2018г.,
протокол№3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
16

утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (далее – Целевая модель);
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020г.№882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021№652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее– Порядок);
- Локальные акты Учреждения.
Литература, использованная при составлении программы:
1. Абелян Л.М., Гембицкая Е.Я., Попов В.С. «Хор» (программа) – 1974;
2. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.Б., Коняшов А.И. «Детский музыкальный
театр: программы, разработки, рекомендации» - Волгоград: Учитель -2009;
3. Безымянная О. «Праздники нужны, праздники важны» - авторские сценарии школьных
праздников 5-9 классы – М: Глобус – 2007;
4. Букатов В.М. «Художественное чтение» - программа факультатива; М: Просвещение –
1995;
5. Ершова А.П., Букатов В. М. «Актёрская грамота» (программа). М: Просвещение 1995;
6. Рубина Ю.И., Перельман Е. И., Яковлева Т.В. «Театральный кружок» (программа) М:
Просвещение – 1974;
7. Рыбакова Е.В., Фролова А.Н. «Театральные сезоны в школе» - М: Школьная пресса –
2003.

17

4.

Приложения
Приложение 1

Календарный учебный график
№

Дата

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Место

Форма

проведения

занятия

Форма контроля

Примечан
ие

Раздел 1.«Вводный»
Введение. Вводный
инструктаж по ТБ.
Ознакомление с
работой кружка,
содержание и порядок
работы. Знакомство с
детьми. Входная
диагностика
Входная диагностика

1-2

02.09.2025

3-4

06.09.2025

5-6

09.09. 2025

Упражнение на
дыхание. Распевки.
Вокальные
упражнения

7-8

13.09.2025

Строение голосового
аппарата.
Упражнение на
дыхание. Распевки.
Вокальные

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Вводное
занятие
Занятие
аттестация

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Занятие
аттестация

Раздел 2 «Техника «Пение как вид музыкальной деятельности»
2
0,5
1,5
Танцевальный
Лекция
класс
Тематическ
ие задания

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Занятие игра
Тематическ
ие задания

Беседа.
Выполнение
тестовых заданий.
Педагогическое
наблюдение
Вводный контроль.
Работа по
картинкам
Выполнение
тестовых заданий.
Наблюдение.
Устный опрос;
Вводный контроль.
Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная
работа
Выполнение
групповых работ
Выполнение
практических заданий
Выполнение
творческих заданий

Наблюдение.
тестовые задания;
Работа с
раздаточным
материалом
18

упражнения

Практическая
работа

9-10

16.09.2025

Звукообразование.
Упражнение на
дыхание. Распевки.
Вокальные
упражнения
Творческие задания

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Лекция,
практическа
я работа

Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная
работа
Выполнение
групповых работ
Выполнение
практических заданий
Выполнение
творческих заданий

11-12

20.09.2025

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Лекция
Тематическ
ие задания

Педагогическое
наблюдение,
Практическая
работа

13-14

23.09.2025

Дикция и артикуляция
Упражнение на
дыхание. Распевки.
Вокальные
упражнения
Речевые игры и
упражнения
Распевки.
Вокальные
упражнения

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Лекция

15-16

27.09.2025

Прослушивание
разных музыкальных
жанров.
Распевки.
Вокальные
упражнения

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Тематическ
ие задания

Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная
работа
Выполнение
групповых работ
Выполнение
практических заданий
Выполнение
творческих заданий
Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная
работа
Выполнение
групповых работ
Выполнение
практических заданий
Выполнение
творческих заданий

17-18

30.09.2025

Что такое театр?
Подражание звукам
природы
Чтение стихов

2

Раздел 3. «Театрализация»
1
1
Танцевальный
класс

Практическа
я работа с
элементами
игры

Педагогическое
наблюдение
Выполнение
творческих заданий
19

19-20

04.10.2025

Разучивание речевых
и вокальных
упражнений

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Интегриров
анное
занятие;

Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная
работа
Выполнение
групповых работ
Выполнение
практических заданий
Выполнение
творческих заданий

21-22

07.10.2025

Артерские этюды
Распевки.
Вокальные
упражнения

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Беседа,
практическо
е занятие

23-24

11.10.2025

Импровизация и
перевоплощение
Распевки.
Вокальные
упражнения

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Лекция

25-26

14.10.2025

Импровизация на
основе интонации

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Лекция
Практическ
ое занятие

Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий

27-28

18.10.2025

Сочинение
танцевальной
композиции

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Творческое
занятие

Беседа. Наблюдение.
Самостоятельная
работа
Выполнение
групповых работ
Выполнение
практических заданий
Выполнение
творческих заданий

29-30

21.10.2025

Сочинение
композиций с

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Игразанятие

Педагогическое
наблюдение
20

помощью жестов

31-32

25.10.2025

Вокальные, речевые
игры с
использованием
средств
выразительности

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Беседа с
элементами
игры,

33-34

28.10.2025

Сочинение
композиций в
определенной форме

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

практическа
я работа
Занятиеигра.

Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
практических
заданий

Раздел 4. «Концертно-исполнительская деятельность»

35-36

01.11.2025

Точность повторения
Распевки.
Вокальные
упражнения

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Беседа.
Практическ
ое занятие

37-38

08.11.2025

Разучивание песен
Распевки.
Вокальные
упражнения

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Практическ
ое занятие

39-40

11.11.2025

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Практическ
ое занятие

41-42

15.11.2025

2

01

1

Танцевальный
класс

Лекция
Творческое
занятие

43-44

18.11.2025

Отработка
музыкального
исполнения под минус
Отработка
музыкального
исполнения под минус
Разбор ошибок
Подготовка к
аттестации

2

1

1

Танцевальный
класс

Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических
заданий.
Педагогическое
наблюдение
Устный диктант
Выполнение
практических
заданий.
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
упражнений.
Педагогическое
наблюдение
21

45-46

22.11.2025

47-48

25.11.2025

49-50

29.11.2025

Распевки.
Вокальные
упражнения
Промежуточная
аттестация

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Занятиеаттестация

Промежуточная
аттестация

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Занятиеаттестация

Повторение
пройденного

2

0,5

1,5

Танцевальный
класс

Занятиеигра

50

14

36

Итого:

Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
практических
заданий
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических
заданий

22

Приложение 2
Особенности межличностных отношений для детей
Автор: Г. Р. Хузеева
Инструкция: «Давай поиграем, я начну читать предложение, а ты его закончишь. Постарайся
отвечать быстро».
1. Когда ребята собираются вместе, я обычно…
2. Когда ребята говорят мне, что я должен делать…
3. Когда взрослые обсуждают мое поведение…
4. Я думаю, что иметь много друзей …
5. Когда мне предлагают участвовать в разных играх…
6. Отношения с ребятами в группе…
7. Когда мне предлагают придумать и провести игру, я…
8. Дружить со многими ребятами…
9. Быть главным в группе…
10. Ребята, которых не приглашают в совместные игры…
11. Когда я прихожу в школу, ребята…
12. Обычно мы с ребятами…
13. Когда другие ребята что-то делают вместе, я…
14. Когда меня не принимают в игру…
15. Когда взрослые говорят мне, что нужно сделать… (можно отдельно спрашивать про
родителей и воспитателя).
16. Когда у ребят что-то не получается…
17. Когда я что-то хочу сделать, ребята…
Содержание общения оценивается следующим образом:
преобладание делового мотива – 1 балл;
преобладание игрового мотива – 2 балла;
преобладание познавательного или личностного мотива – 3 балла.

23

Приложение 3
Методика «Тест-диагностика уровня самостоятельности»
Автор: Н.В. Калининой
Учащимся необходимо выбрать на каждый вопрос ответ и поставить «+- да или «-»- нет

Анализ результатов:
За каждый положительный ответ, обучающиеся получают 3 балла, за отрицательный - о баллов
Низкий - от 20 баллов и ниже
Средний- от 40 до 21 балла
Высокий - от 63 до 41 бал

24

Приложение 4
Методика выразительности речи
Автор: Е.Ф. Архипова
Цель обследования: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные
структуры в импрессивной речи.
Материалом исследования служили предложения, произносимые с повествовательной,
вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений.
Процедура: ребенку предлагается послушать предложения, которые произносятся с
различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной).
Предварительно перед выполнением задания проводилась беседа, в которой на материале одной
серии предложений выяснялось, одинаково они произносятся или по-разному.
1. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной
карточкой.
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при
этом спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой:
Речевой материал:
На улице холодно.
Ах, какая красивая картина!
Медведь спит в берлоге.
Белка грызет орешки.
Ты съел суп?
2. Определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.
Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос –
подними карточку с вопросительным знаком
Речевой материал:
На улице идет снег!
Ты любишь играть в снежки?
Оля идет в парк.
Куда мальчик идет?
У тебя болят зубы?
3. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной
карточкой.
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними
карточку с восклицательным знаком:
Речевой материал:
1. Ой, как жарко!
2. Мальчики играют во дворе.
3. Кто к нам пришел?
4. Посмотри, летит самолет!
5. Мы идем в цирк.
4. Дифференциация типов интонации в предложении.
Предлагаются
задания,
где
речевой
материал
представлен
повествовательными,
вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные интонационные типы
даются в произвольном порядке.
Процедура: Ребенку предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений,
произнесенных с различной интонацией. Предложения нужно было отличить друг от друга,
выделяя заданную интонацию и поднять соответствующие карточки.
Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».
25

Речевой материал:
1. На улице холодно. - На улице холодно?
2. Наступила зима? - Наступила зима!
3. Завтра будет праздник! - Завтра будет праздник.
4. Мама пришла домой. - Мама пришла домой?
5. Мальчик нарисовал дом? - Мальчик нарисовал дом.
5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте.
Инструкция: «Логопед будет читать стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки
подними карточку, если услышишь вопрос, то… Если спокойный и ровный голос, то…
Кто умеет утром сам просыпаться по часам?
Я умею по часам просыпаться утром сам.
Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?
Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?
Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.
Я сам теперь умею вымыть и лицо, и шею.
6. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».
а) Солнце светит, (грустно) Солнце светит? (удивленно) Солнце светит! (весело)
б) На небе сверкает молния», (весело) На небе сверкает молния, (грустно) На небе сверкает
молния? (удивленно)
в) Будет дождь? (удивленно) Будет дождь! (весело) Будет дождь, (грустно)
7. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное
предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».
Яму копал? Копал.
В яму упал? Упал.
В яме сидишь? Сижу.
Лестницу ждешь? Жду.
Яма сыра? Сыра.
Как голова? Цела.
Значит живой? Живой.
Ну, я пошел домой.
8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в
ладоши».
а) Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети катаются… (на санках). Дети катаются на
санках… (с горки).
б) Самолет летит. Самолет летит высоко. Самолет летит… (высоко). Самолет летит высоко… (в
небе).
Критерии оценок:
3 балла – задание выполняется правильно
2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу
работы.
1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

26

Приложение 5
Методика определения чувства ритма
Автор:О. И. Лазаренко
Задание 1: отхлопать слова, ударный слог — громкий хлопок, безударный — негромкий.
Цель: выявить умение детей выделять хлопком ударный слог в слове.
Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей,
утрированно выделяя ударный слог (парта, карандаш, окно, стол, Наташа, Лена и т.д.).
Задание 2: подобрать слова, картинки, предметы под заданную схему:
х-Х, Х-х
Цель: выявить умение детей подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и
выделять ударный слог.
Замок — замок. Полки — полки.
Атлас — атлас. Мою — мою.
Село — село. Уже — уже.
Пары — пары. Хлопок — хлопок

27

Приложение 6
Методика диагностирования вокальных способностей обучающихся
Автор: О. Ломакина
Обучающийся берет один листок с заданием. На каждом листке на выбор представлены
отрывки из песен. Ребенок должен на выбор исполнить отрывок песни
Критерии оценивания
Низкий Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не
проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты
слабо. Испытывает затруднения при согласовании характера исполнения с характером
исполняемого произведения. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая
артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное.
Средний При интонировании вокального произведения : чистота интонации частично
неточная, дыхание короткое, на опоре. Музыкальная память средне развита. Творческие задания
выполнены с небольшими недочетами.
Высокий Обучающийся звуковысотно чисто и ритмически исполняет вокальное произведение,
правильно берет певческое дыхание, интонирует прикрытым звуком; чувствует общее
настроение произведений. Музыкальная память достаточно развита Творческие задания
выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление.
Низкий от 3до 0 баллов
Средний от 6 до 4 баллов
Высокий от 7 до 10 баллов

28

Приложение 7
Методика выявления навыка актерского мастерства
Автор: Лосева А.А..
Наблюдения за ребенком в процессе игровой, театрализованной деятельности, во время
выступлений на утренниках, праздниках.
Анкета на выявление артистически способных детей.
Критерии
1. Легко входит в роль другого человека, персонажа.
2. Может разыграть драмматическую ситуацию ,
изобразив какой-нибудь конфликт.
3. Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы.
4. Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику,
жесты.
5. Меняет тональность и силу голоса, когда изображает
другого человека, персонажа.
6. Интересуется актерской игрой, пытается понять её
правила.
7. Создает выразительные образы с помощью атрибутов,
элементов костюмов.
8. Создает оригинальные образы.
9. Выразительно декламирует.
10. Пластичен.
Итого

баллы

Каждому утверждению необходимо дать оценку по 5-бальной системе.
4-5 баллов- качество сильно выражено
2-3 балла- выражено средне
1-2 балла- выражено слабо
Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.

29

Приложение 8
Алгоритм учебных занятий:
Основные структурные элементы:
Занятия имеют определённую структуру, которая во многом диктуется
содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих
факторов в любом занятии выделяют 3 основные части, неразрывно связанные
общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей:
необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать
интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть
учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребёнка
формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в
какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или
практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений,
которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приёмы
обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом
восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка. Обращения ко всем
детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в
выполнении учебной задачи как следствие нечёткого объяснения педагога.
Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает,
внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с
указанием педагога. В случае затруднения такому ребёнку бывает достаточно
совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог даёт возможность
каждому учащемуся подумать, попытаться самостоятельно найти выход из
затруднительного положения. Педагог должен стремиться к тому, чтобы у
каждого ребёнка получился результат, свидетельствующий о его продвижении,
показывающий, чему он научился.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов
деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и
индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.В
зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения
каждой части занятия может быть различной. После проведения занятия педагог
анализирует его результативность, освоение детьми программных задач,
проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».