1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………..…………...………… 4
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………..………...……… 5
1.3. Содержание программы………………………………………………………………... 6
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………………… . 7
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………….... 8
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………... 8
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………………...... 9
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………… 10
2.5. Методические материалы……………………………………………………………. 12
2.6. Рабочая программа воспитания…………………………………………………….. . 14
2.7. Календарный план воспитательной работы ………………………………………… 15
3. Список литературы……………………………………………………………………… 16
4. Приложения ………………………………………………………………………...…… 18
3
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я творю!»
(далее – Программа) относится к художественной направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни, ее практической значимостью. Дети могут
применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением
кабинета, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. В настоящее время
возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в
целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит декоративно прикладному искусству. Умение видеть и
понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности.
Занятия декоративно прикладным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники
демонстрируют своим сверстникам и всем окружающим, выставляя свои работы на
выставках различного уровня и участвуя в конкурсах.
Отличительные особенности программы, новизна:
Отличительной особенностью данной программы является то, что она даёт
возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать
себя в нём. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дают возможность
создавать замечательные изделия своими руками из бросового материала, давать вещам
вторую жизнь.
Новизна программы предполагает использование в работе различных материалов
(природный, бросовый) что даёт возможность для создания эксклюзивных изделий и
развития у детей художественного вкуса и творческих способностей, выполняя работы по
образцу или по самостоятельно разработанным эскизам.
Целевая аудитория (адресат программы):
Программа адресована детям от 7 до 10 лет.
Программа адресована как девочкам, так и мальчикам, будет интересна и полезна
тем, кто интересуется традиционным и современным рукоделием.
Для обучения принимаются все желающие. В программе «Я творю!» учтены
желания и возможности детей младшего школьного возраста. Также продуманы
доступность материалов и инструментов. Например, чаще всего не нужные нам вещи мы
выбрасываем в мусорное ведро, забывая, что это прекрасный материал для поделок. А
ведь эти изделия могут не только украсить наш дом, но и стать прекрасным подарком для
родителей, друзей и знакомых, в чем успешно и реализует свои способности дети по
данной программе.
Объём программы: 110 часов.
Срок обучения по программе, срок освоения программы:
Срок обучения по программе:
группа – 05.11.2025 г. – 29.05.2026 г.
Срок освоение программы – 7 месяцев.
Форма обучения: очная. Теоретические занятия проводятся в форме: беседы,
просмотров презентаций, рассмотрение наглядных примеров, рассуждений.
4
Практические занятия проводятся в форме выполнения работ в различной технике, с
применением различных видов материала, с добавлением фурнитуры и т. д.
В случае приостановки очного образовательного процесса по различным причинам
данная программа может реализовываться с применением электронного обучения и
дистанционных технологий.
Уровень программы: базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: Традиционная модель
реализации программы представляет собой линейную последовательность содержания в
течении 7 месяцев обучения в Учреждении.
Организационные формы обучения.
В соответствии с учебным планом программы сформирована группа, учащихся 7-10
лет, являющиеся основным составом кружка «Я творю!», состав группы постоянный.
Наполняемость группы составляет от 15 до 20 человек.
Режим занятий организации по данной программе соответствует нормам.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, каждый
продолжительностью 45 минут, с перерывами между занятиями 10 минут.
Таблица 1
группа
7 - 10 лет
среда
1 занятие
14:10-14:55
Перерыв
14:55-15:05
2 занятие
15:05-15:50
пятница
1 занятие
13:20-14:05
Перерыв
14:05-14:15
2 занятие
14:15-15:00
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей средствам
декоративно - прикладного творчества.
Задачи:
Предметные:
- развивать творческое мышление (креативность);
- развивать творческое воображение (фантазия).
Личностные:
- развивать самостоятельность и саморегуляцию;
- воспитывать волевые качества.
Метапредметные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- развивать умение слушать и понимать, выполнять инструкцию педагога и
действие по инструкции.
5
1.3. Содержание программы
Учебный план обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
1
РАЗДЕЛ 1. «Вводный»
2
1
1
2
РАЗДЕЛ 2. «Пластилинография»
12
4
8
3
РАЗДЕЛ 3. «Апликация»
42
5
37
4
РАЗДЕЛ 4. «Соленое тесто»
16
2
14
Таблица 2
Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
Беседа
Наблюдение
Оформление правил
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная работа
5
РАЗДЕЛ 5. «Бисероплетение»
12
4
8
6
РАЗДЕЛ 6. «Работа с текстилем и
нитками»
12
3
9
14
2
12
110
21
89
7
РАЗДЕЛ 7. «Акавамозаика»
ВСЕГО:
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная
работа
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Самостоятельная
работа
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная
работа
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Опрос
Диктант
Рассказ
Тест
Содержание учебного плана обучения
РАЗДЕЛ 1. «Вводный»
Теория: Знакомство с детьми. Познакомить детей с ТБ, работой и расписанием
кружка.
Практика: Оформление правил в виде плаката.
РАЗДЕЛ 2. «Пластилинография».
6
Теория. Познакомить детей, с техникой выполнения творческих работ пластилина.
Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы вырезания,
склеивания.
Практика. Мастерим из пластилина. Простейшая композиция «Букет», «Перо».
РАЗДЕЛ 3. «Аппликация».
Теория. Познакомить с видами аппликаций. Объяснить детям, что такое
нетрадиционные материалы, показать, как применять бросовый материал при
изготовлении аппликации.
Практика. Изготовление аппликаций.
РАЗДЕЛ 4. «Соленое тесто».
Теория. Изучение иллюстраций с готовыми работами из соленого теста.
Познакомить
с
разновидностью
рецептов
соленого
теста.
Практика. Приемы и секреты лепки простых деталей. «Кот», «Солнце», «Ромашки на
плоскости», «Овощи на плоскости», «Фрукты на плоскости», «Рыбка».
РАЗДЕЛ 5. «Бисероплетение».
Теория. Рассказ педагога о истории возникновения бисера. Чтение схем плетения
из бисера. Знакомство с приемами плетения из бисера. Виды и формы плетения (плоские,
объемные).
Практика. Знакомство с инструментами и материалами. Подбор бисера, проволоки,
иголки. Подбор схем для плетения. Плетение брелоков по схеме из бисера.
РАЗДЕЛ 6. «Работа с текстилем и нитками».
Теория. Познакомить детей с текстилем, инструментами для работы с текстилем.
Познакомить детей с выкройками.
Практика. Изучение швов. Изготовление простейшей мягкой игрушки по выкройке.
РАЗДЕЛ 7. «Аквамозаика»
Теория. Познакомить детей с аквамозаикой, видами и свойствами.
Практика. Выполнение работ в данной технике. Создание простейших фигур по
схемам.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые
результаты
по
итогам
реализации
общеразвивающей общеобразовательной программы «Я творю!»
дополнительной
Предметные:
- будет развито творческое мышление (креативность);
- развито творческое воображение (фантазия).
Личностные:
- у обучающегося будет развита самостоятельность и саморегуляция;
- воспитаны волевые качества.
Метапредметные:
- будут воспитаны навыки сотрудничества;
- развито умение слушать и понимать, выполнять инструкцию педагога и действие
по инструкции.
7
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1 Календарный учебный график
Таблица 4
Год
обучения
(уровень)
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
2025 2026
05 ноября
2025 г.
29 мая 2026
г.
Количест
во
учебных
недель
28
Количе
ство
учебны
х дней
55
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
110 час
2 раза в нед.
по 2 часа
Календарный учебный график - Приложение 1
2.2. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Реализация программы требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета в соответствии с профилем проводимых занятий
и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
столы и стулья для педагога и учащихся,
шкаф для хранения образцов изделий, оформленные стенды;
ноутбук, проектор.
Материалы:
-нитки, фетр, ткань, тесьма, кружева, ленты, скотч;
- бусы, бисер, декоративные пуговицы;
- цветной картон и бумага;
- проволока;
-ватные диски;
-салфетки;
-пластилин;
-мука,соль;
-яичная скорлупа;
-аквамозаика;
Инструменты и приспособления:
- кисти;
- булавки с головками, иголки;
- рамки, картонные коробки;
- ножницы, канцелярский нож, термопистолет, иглы, линейка, стеки для
пластилина;
- клей «Момент», клей ПВА.
Дидактическое обеспечение программы:
-схемы работ, раздаточный материал, иллюстрации, методическая литература,
тематические подборки материалов и др.
Информационное обеспечение:
обучающие фильмы;
презентации;
средства для организации учебных коммуникаций: мессенджеры(сферум)
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, Хисматова Ольга
Ивановна, имеющая высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы –
12 лет.
8
2.3. Формы аттестации
В течении учебного года педагог дополнительного образования проверяет знания,
умения и навыки детей и выводит средний результат по группе.
Согласно учебному плану, в программу включены следующие формы контроля:
наблюдение за деятельностью обучающегося на занятии;
беседа, устный опрос;
анализ продуктов творческой деятельности;
выполнение практических работ, упражнений;
викторина;
участие в выставках, внутренних конкурсах ит.д.
Педагогический контроль предполагает такие виды как:
– текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение всего
обучения с целью установления уровня теоретических знаний и практических умений и
навыков, обучающихся по изученным темам. Периодичность и формы текущего контроля
успеваемости прописаны в календарном плане;
- промежуточная аттестация проводится по завершению программы в целом с
целью определения степени освоения программы по итогам учебного года
9
2.4. Оценочные материалы.
Характеристика оценочных материалов
Планируемые результаты
Критерии оценивания
Первый год обучения
- у обучающегося будет развита Низкий-0-12 баллов;
самостоятельность
и Средний -13-24 балла;
саморегуляция
Высокий-25-48 баллов.
Виды контроля /
промежуточной
аттестации
Наблюдение
Таблица 5
Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)
Методика «Карта проявлений
самостоятельности» (А.М. Щетинина)
Приложение 2
-воспитаны волевые качества Низкий - от 0 до 6 очков, то с силой воли у вас не
Личностные результаты
все благополучно. Вы просто делаете то, что
легче и интереснее, к обязанностям относитесь
спустя рукава, и в этом причина разных
неприятностей.
Средний - 7 – 14 очков. Сила воли у вас средняя.
Если столкнетесь с препятствиями, то начнете
действовать, чтобы преодолеть их. Но если
увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь
им. Не переусердствуете, но и данное вами слово
сдержите. По доброй воле лишние обязанности
на себя не возьмете.
Высокий - от 15 до 20 очков. С силой воли у вас
все в порядке. Но иногда ваша твердая и
непримиримая позиция по принципиальным
вопросам досаждает окружающим.
- будут воспитаны навыки
сотрудничества
Метопредметные
Тест
Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо
слушает партнера, легко с ним договаривается и
адекватно эмоционально пристраивается.
Средний уровень - может характеризоваться рядом
вариантов:
- ребенок умеет слушать и договариваться, но не
обнаруживает
способности
эмоционально
пристраиваться к партнеру;
- иногда (в некоторых ситуациях) проявляет
Методика «Волевой ли вы
человек?»
С.Д. Резник, В.В. Бондаренко,
С.Н. Соколов.
Приложение 3
Наблюдение
Диагностика способностей
детей к партнерскому диалогу
А.М. Щетинина
Приложение 4
10
недостаточно терпения при слушании партнера, не
вполне адекватно понимает его экспрессию и
затрудняется договориться с ним.
Низкий уровень - только иногда проявляется одно из
указанных свойств или не проявляется ни одного из
компонентов способности к партнерскому диалогу.
Предметные
-развито умение слушать и
понимать, выполнять
инструкцию педагога и
действие по инструкции
Высокий уровень - 4 балла - если ребенок смог
точно выполнить задание, рисунок
воспроизведен по образцу.
Средний уровень - 3 балла - если в задании была
допущена одна ошибка.
Низкий уровень – 1- 2 балла -за несколько
ошибок или рисунки, совершенно не похожие на
образец.
- будет развито творческое Низкий-8-19 баллов;
Средний -20-26 балла;
мышление (креативность);
Диктант
Приложение 5
Опросник
Высокий-27-40 баллов.
развито
творческое Низкий- 0-3баллов;
Средний - 4-7 балла;
воображение (фантазия).
Высокий- 8-10 баллов.
Методика «Диктант»
Д.Б. Эльконин
Рассказ
Методика
Опросник креативности Джонсона,
в модификации Е. Туник
Приложение 6
Методика
Немова Р.С.
"Вербальная фантазия"
Приложение 7
11
2.5. Методические материалы
Таблица 6
№
п/п
Название
раздела, темы
1
РАЗДЕЛ 1.
«Вводный»
2
3
4
5
РАЗДЕЛ 2.
«Пластилиног
рафия»
РАЗДЕЛ 3.
«Аппликация»
РАЗДЕЛ 4.
«Солёное
тесто»
РАЗДЕЛ 5.
Материально-техническое оснащение,
дидактико-методический материал
Формы, методы, приемы
обучения. Педагогические
технологии
Инструкции
Презентация
Плакат
Цветные карандаши
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Иллюстрации готовых работ
Инструменты для работы с
пластилином
Канцелярские принадлежности
Презентация
Проектор
Иллюстрации готовых работ
Распечатанные листы.
Инструкции по технике безопасности
при работе с инструментами
Инструменты для работы с бумагой,
подручными средствами.
Кисти.
Цветная бумага
Проектор
Иллюстрации готовых работ из
соленого теста.
Распечатанные листы с рецептами.
Инструкции по технике безопасности
при работе с инструментами и
соленым тестом.
Инструменты для работы с соленым
тестом.
Цветное соленое тесто.
Кисти.
Презентация.
Проектор
Иллюстрации готовых работ из
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Формы учебного занятия
Вводное занятие
Лекция
Тематические занятия
Практические занятия
Лекция
Тематическое занятие
Практическое занятие
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Лекция
Тематическое занятие
Практическое занятие
Групповая
Лекция
Формы контроля/аттестации
Беседа
Наблюдение
Оформление правил
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная работа
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная работа
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная работа
Беседа
12
«Бисероплетен
ие»
6
7
РАЗДЕЛ 6.
«Работа с
текстилем и
нитками»
РАЗДЕЛ 7.
«Аквамозайка
».
бисера.
Схемы бисероплетения.
Инструкции по технике безопасности
при работе с бисером.
Леска разного размера.
Бисер разного размера, бусины,
стеклярус. Лотки под бисер.
Презентация
Проектор
Иллюстрации различных аппликаций
из текстиля и ниток.
Инструкции по технике безопасности
при работе с колющими, режущими
предметами.
Презентация
Проектор
Инструмены для работы с текстилем.
Текстиль.
Фурнитура.
Иллюстрации аквамозаика
Инструкции по технике безопасности
при работе.
Презентация
Проектор
Инструменты для работы.
Канцелярские принадлежности.
Фурнитура
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный объяснительно
иллюстративный
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный объяснительно
иллюстративный
Тематическое занятие
Практическое занятие
Наблюдение
Творческая работа
Самостоятельная работа
Лекция
Практическое занятие
Лекция
Практическое занятие
Занятие аттестация
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная работа
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Опрос
Диктант
Тест
Рассказ
13
2.6. Рабочая программа воспитания.
Настоящая программа разработана для детей от 8 до 10 лет, обучающихся в кружке
«Я творю!», с целью организации воспитательной работы с учащимися. Реализация
программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком
или его родителями (законными представителями) основной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Данная воспитательная программа представляет собой базисный минимум
воспитательной работы, обязательный для проведения с учащимися кружка, на всех
уровнях обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в
зависимости от конкретных образовательных потребностей детей.
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Направления воспитания:
Патриотическое: формировать у обучающихся патриотические отношения и
чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных
особенностей. Формирование собственного достоинства как представителя своего народа,
уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края и страны.
Эстетическое: предполагает развитие у обучающихся способности воспринимать,
ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.
Формы воспитания:
1. Работа с коллективом учащихся:
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе
участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу;
2. Индивидуальная работа:
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с членами объединения и пр.), когда каждая проблема
трансформируется руководителем кружка в задачу для учащегося, которую они совместно
стараются решить.
- индивидуальная работа с учащимися, направленная на учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения (участие в конкурсах и пр.) в ходе индивидуальных
неформальных бесед с руководителем кружка в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися объединения.
Формы деятельности (варианты организации воспитательного процесса):
-мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами
или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного
воздействия на них.
-дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами
коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
-игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в
коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.
Методы воспитания:
В кружке «Я творю!» применяются различные методы воспитания такие как:
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ,
беседа, диспут, пример;
14
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие
ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий
и поступков, противоречащих нормам поведения).
Планируемые результаты:
Патриотическое- у обучающихся будет развито чувство гордости за свою Родину и
свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Будет
знаком с традициями, праздниками, памятными местами, проживающих в родной стране России.
Эстетическое – у обучающиеся будет развито чувство прекрасного, первоначальные
умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; будет иметь
представление об эстетических ценностях общечеловеческой культуры.
Формы:
-мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами
или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного
воздействия на них.
-дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами
коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
-игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в
коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.
2.7. Календарный план воспитательной работы на 2025 -2026 учебный год
Таблица 7
Название мероприятия, события, дела
Форма проведения
Сроки проведения
«Безопасный путь домой»
«День народного единства»
День матери в России.
День Неизвестного Солдата.
День конституции Российской Федерации (12
декабря)
Презентация.
Презентация-беседа.
Творческая работа
Презентация. Беседа
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Презентация. Беседа
Декабрь
6.
«Волшебная страна театр»
«История возникновения театра»;
«Какие бывают театры»; «Правила поведения
в театре».
Презентация. Беседа
Январь
7.
Беседа.
Январь
8.
9.
10.
День полного освобождения Ленинграда от
фашисткой блокады.
«Блокадный хлеб»
«Народные промыслы России»
«День защитника отечества»
Международный женский день 8 марта.
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Февраль
Февраль
Март
12.
День воссоединения Крыма с Россией.
Презентация. Беседа
Март
12.
13.
«Космическое путешествие»
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов.
15 мая Международный день семьи.
Игра
Презентация. Беседа
Творческая работа
Презентация
Творческая работа
Апрель
Май
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
14.
15.
Участие в муниципальных, областных и
всероссийских конкурсах
Конкурс
Май
В течение всего
учебного года
15
3. Список литературы
Литературы для педагога.
Нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях
развития РФ на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности РФ»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в
Федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» (далее - ФЗ-127);
- Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022
№261-ФЗ (далее- ФЗ-261);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования,
относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021
№ 3427);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее - Концепция);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей имолодежи»);
- Федеральные проекты «Цифровая образовательная среда»,
«Современная школа», «Патриотическое воспитание» (2020);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (далее - Целевая модель);
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об
16
организации и осуществлении образовательнойдеятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Локальные акты Учреждения.
Литература, использованная при составлении программы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
4.
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных
целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации
и развития талантов;
5.
Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. М.:ООО «Изд-во
Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2001.-320с.
6.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.:Просвещение, 1992.-224с. О.Н
Чибрикова «Прикольные подарки к любимому празднику» изд. Москва 2006г
7.
Каргина З.А. Практическое пособие для работы педагога дополнительного
образования. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2008;
8.
Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/ М., 2017;
9.
Л.А Мартынова, «Культура и традиции» изд. Москва 2004
10.
И.О Хананова «Соленое тесто» изд. Москва 2006г
11.
Шипилова Елена «Душа на кончиках пальцев» изд. Москва 2010г
Литература для обучающихся:
1. А.В Блондель «Игрушки своими руками» изд. Москва 2006г
2. Т.Н Галанова «Игрушки из помпонов» изд. Москва 2010г
3. И.А Лыкова «Лесные поделки» изд. Москва 2008г
4. Журналы для умелых ребят «Коллекция идей» №4 2006г; №6 2006г; №10 2010г
5. Колякин В.И.а. Методика организации уроков коллективного творчества. М.,
«Владос», 2002 г.
Интернет-источники:
http://www.edu.ru/
http://www.vidod.edu.ru/
http://dop-obrazovanie.com/
http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php
http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html
17
4.Приложения
Приложение 1
№
п. п
Дата
Тема
В
с
е
г
о
1-2
05.11.2025
«Введение.
Вводный инструктаж по ТБ.
Ознакомление с работой кружка
содержание и порядок работы.
Знакомство с детьми»
3-4
07.11.2025
«Мастерим из пластилина»
5-6
12.11.2025
«Синица»
7-8
14.11.2025
9-10
19.11.2025
«Аппликация
из
пластилина «Перо»
«Медведь»
11-12
21.11.2025
13-14
26.11.2025
15-16
17-18
Календарный учебный график
Количество
Место
часов
проведения
Т
П
е
р
о
а
р
к
и
т
я
и
к
а
РАЗДЕЛ 1 «Вводный»
Кабинет № 5
2
1
1
РАЗДЕЛ 2. «Пластилинография»
2
1
1
Кабинет № 5
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
«Аппликация
из
пластилина.
«Букет».
«Сапог Деда Мороза» (Закрепление
пройденного материала)
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
2
1
1
Кабинет №5
28.11.2025
«Снеговик»
2
03.12.2025
«Мастерим из ватных дисков»
2
воздушного
РАЗДЕЛ 3. «Аппликация»
1
1
Кабинет № 5
0,5
1,5
Кабинет № 5
Форма занятия
Вводное занятие
Лекция
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция
Тематическое
занятие
Форма контроля
Примечание
Беседа
Наблюдение
Оформление
правил
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Творческая работа
Самостоятельная
работа
Выставка
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
18
19-20
05.12.2025
«Рукавичка Деда Мороза».
2
2
Кабинет № 5
21-22
10.12.2025
«Изготовление снежинок»
2
1,5
Кабинет № 5
23-24
12.12.2025
«Снегурочка»
2
2
Кабинет № 5
25-26
17.12.2025
«Ёлка»
2
2
Кабинет № 5
27-28
19.12.2025
«Новогодняя игрушка»
2
2
Кабинет № 5
29-30
24.12.2025
«Новогодняя открытка»
2
2
Кабинет № 5
31-32
26.12.2025
«Объемная аппликаци»
2
2
Кабинет № 5
33-34
14.01.2026
«Мастерим из крупы»
2
1
1
Кабинет № 5
35-36
116.01.2026
«Мастерим из синельной проволоки»
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
37-38
21.01.2026
«Отрывная аппликация «Белка»
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
39-40
23.01.2026
«Отрывная аппликация «Снегирь»
2
2
Кабинет №5
41-42
28.01.2026
«Подкова»
2
2
Кабинет №5
43-44
30.01.2026
«Ангелочек»
2
2
Кабинет № 5
45-46
04.02.2026
«Аппликация из ватных палочек»
2
1,5
Кабинет № 5
47-48
06.02.2026
«Барашек»
2
2
Кабинет № 5
49-50
11.02.2026
2
2
Кабинет №5
51-52
13.02.2026
2
2
Кабинет №5
53-54
18.02.2026
«Аппликация из ватных палочек
«Цветок»
«Аппликация из ватных палочек
«Одуванчик»
«Готовим подарок папе/деду»
2
2
Кабинет № 5
55-56
20.02.2026
«Панно
с
использованием
яичной скорлупы. «Цыпленок»
2
1,5
Кабинет №5
0,5
0,5
0,5
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Творческая работа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Творческая работа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Творческая работа
Беседа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Самостоятельная
работа
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Наблюдение
19
57-58
25.02.2026
«Рыбка»
2
59-60
27.02.2026
«Медведь»
2
61-62
04.03.2026
«Кот»
2
63-64
06.03.2025
«Ромашки»
2
65-66
11.03.2026
«Овощи»
67-68
13.06.2026
69-70
РАЗДЕЛ 4. «Солёное тесто»
1
1
Кабинет № 5
2
Кабинет № 5
0,5
1,5
Кабинет № 5
0,5
1,5
Кабинет № 5
2
2
Кабинет № 5
«Фрукты»
2
2
Кабинет № 5
18.03.2026
«Солнце»
2
2
Кабинет №5
71-72
20.03.2026
«Цветок»
2
2
Кабинет №5
73-74
25.03.2026
75-76
27.03.2026
РАЗДЕЛ 5. «Бисероплетение»
«Бисероплетение.
Знакомство
с 2
1
1
бисером,
инструментами
для
плетения, схемами»
«Кошка»
2
1
1
77-78
01.04.2026
«Бисероплетение в технике»
2
79-80
03.04.2026
«Крокодил»
2
81-82
08.04.2026
«Бисероплетение в технике»
2
83-84
10.04.2026
«Изготовление
брата/сестры»
85-86
15.04.2026
87-88
17.04.2026
брелока
для
2
1
1
Лекция
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Тематическое
занятие
Беседа
Наблюдение
Самостоятельная
работа
Выставка
Беседа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Кабинет №5
Лекция
Беседа
Наблюдение
Кабинет №5
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Наблюдение
Лекция
Беседа
Наблюдение
Беседа
Творческая
работа
2
Кабинет №5
1
Кабинет №5
2
Кабинет №5
1
Кабинет №5
РАЗДЕЛ 6. «Работа с текстилем и нитками»
«Знакомство с текстилем.
2
1
1
Кабинет №5
Аппликации из текстиля»
«Знакомство с техникой выполнения 2
1
1
Кабинет №5
ручных швов.
Знакомство с выкройками»
Лекция
Практическое
занятие
Творческая работа
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Самостоятельная
работа
20
89-90
22.04.2026
«Игольница из фетра»
2
0,5
1,5
Кабинет №5
91-92
24.04.2026
«Брелок из фетра»
2
0,5
1,5
Кабинет №5
93-94
29.04.2026
2
2
Кабинет №5
95-96
06.05.2026
«Изготовление игрушки по шаблону
«Заяц» техникой ручного шва «Через
край»
«Изготовление игрушки по шаблону
«Лиса» техникой ручного шва «Через
край»
2
2
Кабинет №5
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Практическое
занятие
Творческая
работа.
Выставка
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
РАЗДЕЛ 7. «Аквамозаика».
2
1
1
Кабинет №5
Лекция
13.05.2026
«Аквамозаика.
Знакомство
с
инструментами для работы, схемами»
«Мастерим из аквамозаики»
2
0.5
1.5
Кабинет №5
101-102
15.05.2026
«Мастерим из аквамозаики».
2
2
Кабинет №5
103-104
20.05.2026
«Мастерим из фетра аквамозаики»
2
1.5
Кабинет №5
105-106
22.05.2026
«Мастерим из аквамозаики».
2
2
Кабинет №5
107-108
27.05.2026
«Мастерим из аквамозаики».
2
2
Кабинет №5
109-110
29.05.2026
«Промежуточная аттестация»
2
2
Кабинет №5
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие аттестация
97-98
08.05.2026
99-100
ИТОГО:
110
0.5
21
Беседа
Творческая работа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Диктант
Опрос
Тест
Рассказ
89
21
Приложение 2
Для изучения развитости самостоятельности и саморегуляции проводится исследование по методике
«Карта проявлений самостоятельности» (А.М. Щетинина)
Карта проявлений самостоятельности заполняется педагогом на основе наблюдений,
проведённых за детьми. Если оказалось, что указанное качество ребёнок не проявляет
никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда- 2 балла, часто-4 балла.
Карта проявлений самостоятельности
ФИО ребёнка_________________________________
Показатели
самостоятельности
Умеет найти себе дело
Имеет свою точку зрения
Не обращается за помощью к
сверстнику
Не обращается за помощью к
взрослому
Стремится все делать сам
Доводит начатое дело до конца
Без указания взрослого убирает
игрушки, вещи
Самостоятельно
решает
конфликты со сверстниками
Не заботится о том, чтобы
всегда находится в согласии с
большинством
Негативно относится к какойлибо помощи со стороны
взрослого или сверстника
Без напоминания выполняет
порученные дела
Может играть один
никогда
Обработка результатов:
Подсчитав
количество
самостоятельности у ребёнка:
-низкий-0-12 баллов;
-средний -13-24 балла;
-высокий-25-48 баллов.
баллов,
Частота проявлений
иногда
часто
можно
определить
уровень
развития
22
Приложение 3
Методика «Волевой ли вы человек?»
С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, С.Н. Соколов.
Цель: узнать уровень силы воли у обучающегося.
Насколько велика у вас сила воли, настолько плодотворны ваши работа и учеба. Постарайтесь
ответить на 10 вопросов Теста с максимальной откровенностью. Если ответите «да» - поставьте
себе 2 очка. Если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» - 1 очко. Если «нет» - 0 очков.
Сумма полученных данных даст представление о вашей воли.
1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна?
2. Преодолеете ли вы без всяких усилий внутреннее сопротивление, когда нужно
сделать что-нибудь неприятное?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию дома или в школе – в состоянии ли
взять в себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано
накануне, если делать это необязательно?
6. Если у вас вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в
последний момент не изменить своего намерения?
7. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет вам
немало хлопот?
8. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
9. Откажитесь ли вы от просмотра интересной телепередачи, если у вас не выполнено
домашнее задание?
10. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни оказались
обращенные к вам слова?
Подсчитайте сумму полученных данных и определите уровень развития силы воли.
Низкий - от 0 до 6 очков, то с силой воли у вас не все благополучно. Вы просто делаете то, что
легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и в этом причина разных
неприятностей.
Средний - 7 – 14 очков. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствиями, то
начнете действовать, чтобы преодолеть их. Но если увидите обходной путь, то тут же
воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле
лишние обязанности на себя не возьмете.
Высокий - от 15 до 20 очков. С силой воли у вас все в порядке. Но иногда ваша твердая и
непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим.
23
Приложение 4
Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу
Автор: А.М. Щетинина
Цель: изучение особенностей партнерского диалога.
Диагностические показатели: общение со сверстниками и взрослыми.
Возрастной диапазон: с 5 лет.
Источник информации: ребенок
Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая.
Инструкция: В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных
компонента:
- способность слушать партнера;
- способность договариваться с партнером;
- способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами
партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к изменению
состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.
Педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих
показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных.
Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или
это могут быть три таблицы - по каждому из показателей - как удобнее).
Обработка результатов: на основании данных таблицы можно установить уровень
развития у ребенка способности к партнерскому диалогу.
Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним
договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.
Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:
- ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности
эмоционально пристраиваться к партнеру;
- иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при слушании
партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с
ним.
Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств или не
проявляется ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу.
Таблица: Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу
ФИ
№ ребе
нка
Умение слушать
Споко
йно
терпе
ливо
слуша
ет
партн
ера
Иногд
а
переби
вает
Способность договариваться
Не
умее
т
слуш
ать
Договари
вается
легко и
спокойно
Иногда
спорит
не
соглаша
ется,
раздраж
ается
Не умеет
договари
ваться
Способность к эмоциональноэкспрессивной пристройке
Легко
экспресс
ивно
пристраи
вается к
партнёру
Пристраи
вается с
трудом с
помощью
взрослых
Совсем
не может
эмоциона
льноэкспресс
ивно
пристраи
ваться
24
Приложение 5
Методика «Диктант»
Автор: Д.Б. Эльконин
Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и
понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять
действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.
Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец.
Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по
которым выполняется задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где
будет выполняться задание.
На втором этапе дети выполняют рисунок.
Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание,
сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.
В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог
говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо,
то тоже соблюдать направление линии. Линия должна продолжаться на такое количество
клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет
взрослый.
Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная
регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого.
Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу.
После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.
4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по
образцу.
3 балла - если в задании была допущена одна ошибка.
1 балл - рисунки, совершенно не похожие на образец.
Выводы об уровне произвольности:
Высокий уровень - 4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок
воспроизведен по образцу.
Средний уровень - 3 балла - если в задании была допущена одна ошибка.
Низкий уровень – 1- 2 балла -за несколько ошибок или рисунки, совершенно не
похожие на образец.
25
Приложение 6
Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник
Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного
и школьного возраста.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении
от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность
охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых
для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения
информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей
информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения
результатов.
По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт,
совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального
взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах,
которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из
восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения,
разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных
внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести
подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК
эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или
иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на
собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися
старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале,
содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 –
иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по
восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице
представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Уровень креативности
Сумма баллов
Высокий
27-40
Средний
20-26
Низкий
8-19
Опросник:
Творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего
мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных
условиях (беглость).
3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения
(находчивость, изобретательность).
5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические
возможности (воображение, способности к структурированию).
26
6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным,
оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность,
изобретательность и продуктивность).
7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной,
общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую
(независимость, нестандартность).
8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие
затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию,
мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с
опорой на себя, самодостаточное поведение).
Лист ответов
Дата _____________
Учреждение___________ Кружок___________ Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) ____________________________________
(заполняющий анкету)
В листе ответов с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления
(креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени
у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные
баллы:
1.
2.
3.
4.
5.
№
– никогда,
– редко,
– иногда,
– часто,
– постоянно.
Ф.И.О.
Характеристики креативности
1
2
3
4
5
6
7
8
27
Приложение 7
Методика "Вербальная фантазия"
Автор: Немов Р.С.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически
отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но
выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий
признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то
экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения
ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на
это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. И, наконец, если
ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек
отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как
минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку
ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.
Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то
видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное,
но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения
оценивается в 1 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что
он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения
получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им
образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее
число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных
характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.
Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок
получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах
от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не
менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно
в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку,
животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую
роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в
трехбалльной системе.
0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен
весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае,
если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по
глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ
его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных
характеризующих его деталей.
Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли
они интерес и эмоции у слушателя.
28
Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не
оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка
оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны
слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с
соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка
получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие,
весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не
угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа
удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается
по высшему баллу — 2.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может
получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.
Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было
легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем
перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в
таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.
Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»
Оцениваемые
параметры Оценка этих параметров
воображения ребёнка
в баллах
0
1
2
1. Скорость процессов воображения
2. Необычность, оригинальность
образов
3. Богатство фантазии (разнообразие
образов)
4. Глубина и проработанность
(детализированность) образов
5. Впечатлительность,
эмоциональность образов
По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются
оценки воображения (фантазии) ребенка в баллах.
Выводы об уровне развития
8-10 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
0-3 балла — низкий.
29
30