1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………..…………...………… 3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………..………...……… 5
1.3. Содержание программы………………………………………………………………... 6
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………………..… 8
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график………………………………………………………....
2.2. Условия реализации программы………………………………………………….…..
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………………......
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………….…
2.5. Методические материалы……………………………………………………………..
2.6. Рабочая программа воспитания…………………………………………………..…. .
2.7. Календарный план воспитательной работы …………………………………….……
3. Список литературы…………………………………………………………………….…
4. Приложения ………………………………………………………………………………
9
10
11
12
15
17
19
20
22
2
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»
(далее – Программа) относится к художественной направленности.
Актуальность программы.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет
способствовать развитию мелкой моторики у детей младшего возраста, а также
формированию чувства цвета.
Отличительные особенности программы, новизна:
Отличительной особенностью данной программы является то, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и
способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для
школьников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого
ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Программа
направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Новизной программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению
основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для
дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций
как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех
видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Целевая аудитория (адресат программы):
Программа адресована детям от 7 до 8 лет.
Программа адресована как девочкам, так и мальчикам, будет интересна и полезна
тем, кто интересуется традиционными и нетрадиционными методами и способами
развития детского художественного творчества.
Для обучения принимаются все желающие. В программе «Акварелька» учтены
желания и возможности детей младшего школьного возраста.
Объём программы: 56 часов.
Срок обучения по программе, срок освоения программы:
Срок обучения по программе:
группа – 06.11.2025 г. – 28.05.2026 г.
Срок освоение программы – 7 месяцев.
Форма обучения: очная. Теоретические занятия проводятся в форме: беседы,
просмотров презентаций, рассмотрение наглядных примеров, рассуждений.
Практические занятия проводятся в форме выполнения работ в различной технике,
с применением различных видов материала.
В случае приостановки очного образовательного процесса по различным причинам
данная программа может реализовываться с применением электронного обучения и
дистанционных технологий.
Уровень программы: базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: Традиционная модель
реализации программы представляет собой линейную последовательность содержания в
течении 7 месяцев обучения в Учреждении.
Организационные формы обучения.
3
В соответствии с учебным планом программы сформирована группа, учащихся 7-8
лет, являющиеся основным составом кружка «Акварелька», состав групп постоянный.
Наполняемость группы составляет от 15 до 20 человек.
Режим занятий организации по данной программе соответствует нормам.
Занятия проводятся два раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 45 минут.
Таблица 1
группа
(7-8 лет)
четверг
1 занятие
13:20-14:05
Перерыв
14:05-14:15
2 занятие
14:15-15:00
4
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие мелкой моторики и способности цветовосприятия у детей
младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Предметные:
- развить и укрепить мелкую моторику у детей младшего школьного возраста;
- формирование способность цветовосприятия.
Личностные:
- развивать самостоятельность и саморегуляцию;
- воспитывать волевые качества.
Метапредметные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- развивать умение слушать и понимать, выполнять инструкцию педагога и
действие по инструкции.
5
1.3. Содержание программы
Учебный план (дети 7-8 лет)
Таблица 2
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы промежуточной
аттестации/контроля
1.
РАЗДЕЛ 1. «Вводный»
2
1
1
Беседа
Наблюдение
2.
РАЗДЕЛ 2. «Волшебная палитра»
2
1
1
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
3.
РАЗДЕЛ 3. «Кляксография»
4
1
3
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
4.
РАЗДЕЛ 4. «Рисование методом тычка»
8
2
6
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Самостоятельная работа
5.
РАЗДЕЛ 5. «Рисуем на мятой и мокрой
бумаге»
4
2
2
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
6.
РАЗДЕЛ 6. «Акварель и соль»
4
1
3
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
7.
РАЗДЕЛ 7. «Витраж»
8
2
6
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Выставка
8.
РАЗДЕЛ 8. «Мыльные пузыри»
2
1
1
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
9.
РАЗДЕЛ 9. «Набрызг»
6
2
4
Беседа
Наблюдение
Выставка
10
РАЗДЕЛ 10. «Гратаж»
4
1
3
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
11
РАЗДЕЛ 11. «Рисование поролоном»
12
2
10
Беседа
Наблюдение
Творческая
самостоятельная работа
Выставка
Рисунок
Тест
Диктант
56
16
40
ИТОГО:
6
Содержание учебного плана
РАЗДЕЛ 1. «Вводный»
ТЕОРИЯ: Знакомство с детьми. Познакомить детей с ТБ, работой и расписанием
кружка.
ПРАКТИКА: Оформление правил в виде плаката.
РАЗДЕЛ 2. «Волшебная палитра»
ТЕОРИЯ: Познакомить с различными техниками смешивания красок.
ПРАКТИКА: Смешение красок. Создание цветового круга красками.
РАЗДЕЛ 3. «Кляксография»
ТЕОРИЯ: Овладеть техникой кляксография.
ПРАКТИКА: Выполнение работы.
РАЗДЕЛ 4. «Рисование методом тычка»
ТЕОРИЯ: Умение пользоваться техниками «тычок»,
ПРАКТИКА: Рисование ватными палочками и гуашью.
РАЗДЕЛ 5. «Рисуем на мятой и мокрой бумаге»
ТЕОРИЯ: Смешение техник. Овладеть техникой рисования на мятой и мокрой
бумаге. Техника рисования «примакивание» по сырому.
ПРАКТИКА: Выполнение работы.
РАЗДЕЛ 6. «Акварель и соль».
ТЕОРИЯ: Техника безопасности при работе с солью.
ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по замыслу в технике рисования акварелью и
солью.
РАЗДЕЛ 7. «Витраж»
ТЕОРИЯ: Овладеть техникой витраж.
ПРАКТИКА: Выполнение декоративной композиции.
РАЗДЕЛ 8. «Мыльные пузыри»
ТЕОРИЯ: Знакомство с техникой рисования мыльными пузырями.
ПРАКТИКА: Выполнение композиции.
РАЗДЕЛ 9. «Набрызг»
ТЕОРИЯ: Знакомство с техникой рисования набрызгом.
ПРАКТИКА: Выполнение композиции.
РАЗДЕЛ 10. «Гратаж»
ТЕОРИЯ: Знакомство с техникой рисования гратаж.
ПРАКТИКА: Выполнение композиции.
РАЗДЕЛ 11. «Рисование поролоном»
ТЕОРИЯ: Рисование с помощью поролона. Обучение приёмам рисования деревьев.
ПРАКТИКА: Зигзагообразные деревья. Рисование различных деревьев (берёза,
сосна, дуб).
7
1.4. Планируемые результаты
Планируемые
результаты
по
итогам
реализации
общеразвивающей общеобразовательной программы «Акварелька».
дополнительной
Предметные результаты:
- будет развита и укреплена мелкая моторика у детей младшего школьного возраста;
- сформирована способность цветовосприятия.
Личностные:
- у обучающегося будет развита самостоятельность и саморегуляция;
- воспитаны волевые качества.
Метапредметные:
- будут воспитаны навыки сотрудничества;
- развито умение слушать и понимать, выполнять инструкцию педагога и действие
по инструкции.
8
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1 Календарный учебный график
Таблица 4
Год обучения
(уровень)
2025 - 2026
Дата
начала
занятий
6 ноября 2025
г.
Дата
окончания
занятий
28 мая 2026 г.
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
28
28
56 ч.
Режим
занятий
1 раз в
нед. по 2час
Календарный учебный график (1 группа) Приложение 1
9
2.2. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Наличие кабинета с мебелью для теоретических и практических занятий. Оборудование
учебного кабинета в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в
соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкаф для
хранения образцов изделий, оформленные стенды; ноутбук, проектор.
Материалы:
- бумага формата (А4);
- гуашь, акварельные краски;
- карандаши;
- палитры;
- кисти;
-ластики;
- салфетки;
- стаканы под воду;
- подставки под кисти;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- ножницы;
- трубочки коктейльные;
Дидактическое обеспечение программы:
-схемы работ, раздаточный материал, иллюстрации, методическая литература,
тематические подборки материалов и др.
Информационное обеспечение:
-обучающие фильмы;
-презентации;
-вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания;
-средства для организации учебных коммуникаций: мессенджеры (сферум)
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, Хисматова Ольга Ивановна,
имеющая высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы – 12 лет.
10
2.3. Формы аттестации
В течении учебного года педагог дополнительного образования проверяет знания, умения
и навыки детей и выводит средний результат по группе.
Согласно учебному плану, в программу включены следующие формы контроля:
наблюдение за деятельностью обучающегося на занятии;
беседа, устный опрос;
анализ продуктов творческой деятельности;
выполнение практических работ, упражнений;
викторина;
участие в выставках, внутренних конкурсах и т.д.
Педагогический контроль предполагает такие виды как:
– текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение всего обучения с
целью установления уровня теоретических знаний и практических умений и навыков,
обучающихся по изученным темам. Периодичность и формы текущего контроля успеваемости
прописаны в календарном плане;
- промежуточная аттестация проводится по завершению программы в целом с целью
определения степени освоения программы по итогам учебного года.
11
2.4. Оценочные материалы.
Характеристика оценочных материалов
Планируемые результаты
Критерии оценивания
- у обучающегося будет развита Низкий-0-12 баллов;
самостоятельность
и Средний -13-24 балла;
саморегуляция
Высокий-25-48 баллов.
Таблица 5
Виды контроля /
промежуточной аттестации
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Наблюдение
Методика «Карта проявлений
самостоятельности» (А.М.
Щетинина)
Тест
Методика «Волевой ли вы
человек?»
С.Д. Резник, В.В.
Бондаренко,
С.Н. Соколов.
Приложение 2
-воспитаны волевые качества Низкий - от 0 до 6 очков, то с силой воли у вас не
Личностные результаты
все благополучно. Вы просто делаете то, что
легче и интереснее, к обязанностям относитесь
спустя рукава, и в этом причина разных
неприятностей.
Средний - 7 – 14 очков. Сила воли у вас средняя.
Если столкнетесь с препятствиями, то начнете
действовать, чтобы преодолеть их. Но если
увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь
им. Не переусердствуете, но и данное вами слово
сдержите. По доброй воле лишние обязанности
на себя не возьмете.
Высокий - от 15 до 20 очков. С силой воли у вас
все в порядке. Но иногда ваша твердая и
непримиримая позиция по принципиальным
вопросам досаждает окружающим.
- будут воспитаны навыки
Метопре
сотрудничества
Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо
слушает партнера, легко с ним договаривается и
адекватно эмоционально пристраивается.
Средний уровень - может характеризоваться рядом
вариантов:
- ребенок умеет слушать и договариваться, но не
обнаруживает
способности
эмоционально
пристраиваться к партнеру;
Приложение 3
Наблюдение
Диагностика
способностей детей к
партнерскому диалогу
А.М. Щетинина
Приложение 4
12
- иногда (в некоторых ситуациях) проявляет
недостаточно терпения при слушании партнера, не
вполне адекватно понимает его экспрессию и
затрудняется договориться с ним.
Низкий уровень - только иногда проявляется одно из
указанных свойств или не проявляется ни одного из
компонентов способности к партнерскому диалогу.
Предметные
-развито умение слушать и
понимать, выполнять
инструкцию педагога и
действие по инструкции
Высокий уровень - 4 балла - если ребенок смог
точно выполнить задание, рисунок
воспроизведен по образцу.
Средний уровень - 3 балла - если в задании была
допущена одна ошибка.
Низкий уровень – 1- 2 балла -за несколько
ошибок или рисунки, совершенно не похожие на
образец.
- будет развита и укреплена Высокий уровень – 1-4 балла - если ребенок смог
мелкая моторика у детей точно
выполнить
задание,
рисунок
младшего
школьного воспроизведен по образцу.
возраста;
Средний уровень – 5-9 балла - если в задании
была допущена одна ошибка.
Низкий уровень – 10- 13 балла -за несколько
ошибок или рисунки, совершенно не похожие на
образец.
-сформирована способность
Низкий уровень — цвет в рисунке грязный,
цветовосприятия.
вялый, невыразительный, много чёрного цвета,
ребёнок рисует красками как карандашами,
рисунок контурный, не закрашен. Также к этому
уровню относят рисунок, который закрашен, но
очень яркий, крикливый и не гармоничный в
цвете.
Средний уровень — рисунок насыщен по цвету,
яркий, но гармоничен по отношению к фону:
наметилась тенденция к использованию цвета
Диктант
Методика «Диктант»
Д.Б. Эльконин
Приложение 5
Творческая
самостоятельная работа
Методика
«Домик»
Н. И. Гуткиной).
Приложение 6
Рисунок
Для выявления уровня
развития
цветовосприятия у
младших школьников
методика Силивон В. А.,
Приложение 7
13
как выразительного средства.
Высокий уровень — цвета гармонично между
собой и по отношению к фону, намечены тёплая
и холодная тональность, цвет привлекается для
передачи настроения и характера, используются
тонкие цветосочетания, однотональность, цвет
психологичен, создаёт настроение и отношение к
рисунку, образцу.
14
2.5. Методические материалы
Таблица 6
№
п/п
1
Название
раздела,
темы
РАЗДЕЛ 1.
«Вводный»
Материально-техническое
оснащение, дидактико-методический
материал
Инструкции
Презентация
Плакат
Иллюстрации готовых работ.
Инструменты для работы с акварелью.
Акварель
Презентация.
Проектор
2
РАЗДЕЛ 2.
«Волшебная
палитра»
3
РАЗДЕЛ 3.
«Кляксогра
фия»
Иллюстрации готовых работ.
Инструменты для работы с акварелью.
Гуашь
Презентация.
Проектор
4
РАЗДЕЛ 4.
«Рисование
методом
тычка»
Иллюстрации готовых работ.
Презентация
Проектор
Канцелярские принадлежности.
Ватные палочки
5
РАЗДЕЛ 5.
«Рисуем на
Иллюстрации готовых работ.
Инструкции при работе.
Канцелярские принадлежности.
Презентация
Проектор.
мятой и
мокрой
бумаге»
6
РАЗДЕЛ 6.
«Акварель и
соль».
Иллюстрации различных работ.
Инструкции по технике безопасности
Презентация
Проектор
Акварель, соль, кисти
Формы, методы, приемы
обучения. Педагогические
технологии
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Формы учебного занятия
Формы контроля/аттестации
Вводное занятие
Беседа
Наблюдение
Лекция
Практическое занятие
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Лекция
Практическое занятие
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Лекция
Тематическое занятие
Практическое занятие
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Самостоятельная работа
Лекция
Практическое занятие
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный объяснительно
иллюстративный
Лекция
Практическое занятие
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
15
7
РАЗДЕЛ 7.
«Витраж».
Презентация
Проектор.
Иллюстрации готовых работ.
Инструменты для работы.
8
РАЗДЕЛ 8.
«Мыльные
пузыри»
Иллюстрации готовых работ.
Инструменты для работы.
Трубочка
Акварель
9
РАЗДЕЛ 9.
«Набрызг»
10
РАЗДЕЛ 10.
«Гратаж».
11
РАЗДЕЛ 11.
«Рисование
поролоном»
Иллюстрации готовых работ.
Инструкции по технике безопасности
при работе
Презентация
Проектор
Иллюстрации готовых работ.
Инструкции по технике безопасности
при работе
Презентация
Проектор
Инструменты для работы.
Канцелярские принадлежности.
Иллюстрации готовых работ.
Инструменты для работы
Канцелярские принадлежности
Поролон
Презентация
Проектор
Листы с тестами
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный объяснительно
иллюстративный
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный объяснительно
иллюстративный
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный объяснительно
иллюстративный
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный объяснительно
иллюстративный
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Словесный
Наглядный
Практический
Лекция
Тематическое занятие
Практическое занятие
Творческое занятие
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Выставка
Лекция
Творческое занятие
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Лекция
Практические занятия
Беседа
Наблюдение
Выставка
Лекция
Практические занятия
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Лекция
Тематические занятия
Практические занятия
Занятие аттестации
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Выставка
Рисунок
Диктант
Тест
Творческая самостоятельная
работа
16
2.6. Рабочая программа воспитания.
Настоящая программа разработана для детей от 7 до 8 лет, обучающихся в кружке
«Акварелька», с целью организации воспитательной работы с учащимися. Реализация
программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком
или его родителями (законными представителями) основной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Данная воспитательная программа представляет собой базисный минимум
воспитательной работы, обязательный для проведения с учащимися кружка, на всех
уровнях обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в
зависимости от конкретных образовательных потребностей детей.
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Направления воспитания:
Патриотическое: формировать у обучающихся патриотические отношения и
чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных
особенностей. Формирование собственного достоинства как представителя своего народа,
уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края и страны.
Эстетическое: предполагает развитие у обучающихся способности воспринимать,
ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.
Формы воспитания:
1. Работа с коллективом учащихся:
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе
участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу;
2. Индивидуальная работа:
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с членами объединения и пр.), когда каждая проблема
трансформируется руководителем кружка в задачу для учащегося, которую они совместно
стараются решить.
- индивидуальная работа с учащимися, направленная на учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения (участие в конкурсах и пр.) в ходе индивидуальных
неформальных бесед с руководителем кружка в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися объединения.
Формы деятельности (варианты организации воспитательного процесса):
-мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами
или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного
воздействия на них.
-дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами
коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
-игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в
коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.
Методы воспитания:
В кружке «Акварелька» применяются различные методы воспитания такие как:
17
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ,
беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие
ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий
и поступков, противоречащих нормам поведения).
Планируемые результаты:
Патриотическое- у обучающихся будет развито чувство гордости за свою Родину и
свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Будет
знаком с традициями, праздниками, памятными местами, проживающих в родной стране России.
Эстетическое – у обучающиеся будет развито чувство прекрасного, первоначальные
умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; будет иметь
представление об эстетических ценностях общечеловеческой культуры.
Формы:
-мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами
или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного
воздействия на них.
-дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами
коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
-игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в
коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.
18
2.7. Календарный план воспитательной работы на 2025 -2026 учебный год
Таблица 7
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Название мероприятия, события,
дела
«Безопасный путь домой»
«День народного единства»
День матери в России.
День Неизвестного Солдата.
День конституции Российской
Федерации (12 декабря)
«Волшебная страна театр»
«История возникновения театра»;
«Какие бывают театры»; «Правила
поведения в театре».
День полного освобождения
Ленинграда от фашисткой блокады.
«Блокадный хлеб»
«Народные промыслы России»
«День защитника отечества»
Международный женский день 8
марта.
Презентация.
Презентация-беседа.
Творческая работа
Презентация. Беседа
Презентация. Беседа
Сроки
проведения
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Презентация. Беседа
Январь
Беседа.
Январь
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Февраль
Февраль
Март
Форма проведения
12.
День воссоединения Крыма с Россией.
Презентация. Беседа
Март
12.
13.
«Космическое путешествие»
День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 19411945 годов.
15 мая Международный день семьи.
Игра
Презентация.
Беседа
Творческая работа
Презентация
Творческая работа
Апрель
Май
14.
15.
Участие в муниципальных, областных
и всероссийских конкурсах
Конкурс
Май
В течение
всего учебного
года
19
3. Список литературы
Литературы для педагога.
Нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях
развития РФ на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности РФ»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в
Федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» (далее - ФЗ-127);
- Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022
№261-ФЗ (далее- ФЗ-261);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования,
относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021
№ 3427);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее - Концепция);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей имолодежи»);
- Федеральные проекты «Цифровая образовательная среда»,
«Современная школа», «Патриотическое воспитание» (2020);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (далее - Целевая модель);
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и
20
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Локальные акты Учреждения.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации
образовательного процесса:
1.
Головкина Т.А. Сборник методических материалов по изобразительному
искусству «Нетрадиционные техники рисования» Колль, Мери Энн Ф. Рисование
красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
2.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:
Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
3.
О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
4.
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство:1-й кл.:учебник для нач. шк.М.:АСТ:Астрель, 2008.-139 с.
5.
Уатт. Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и
взрослых / Пер. с англ. М. Д. Лахути. – М.: ООО «РОСМЕН-ИЗДАТ», 2000. – 96 с.
6.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль, 2007 г.– 87 с.
7.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. - М.: АСТ Слово, 2011 г.– 156 с.
8.
Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1.
Варавва
Л.В.
Декоративно-прикладное
искусство.
Современная
энциклопедия / Л.В. Варавва. –Ростов н/Д., 2007.
2.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. –М.: Русское
энциклопедическое товарищество, 2001.
3.
Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л.
Маккэлэм. –М.: АСТ: Астрель, 2006.
4.
Панно и гобелены в нетрадиционной технике Автор: Васильченко А. А.
Издательство: ОЛМА-ПРЕСС Год: 2004
5.
Энциклопедический словарь юного художника. –М.: Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы:
1.
https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html - Мама.ру.
21 способ рисования нетрадиционными техниками
2.
https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/rastim-malenkogohudozhnika-20-unika lnyh-tehnik-risovaniya-dlya-detej/ - Мой ребенок. Учим детей рисовать
3.
https://www.livemaster.ru/topic/2795871-fantaziyam-v-rukodelii-net-granitschast-1-neobyc hnye-tehniki-risovaniya Ярмарка мастеров. Необычные техники рисования .
4.
.
https://www.livemaster.ru/topic/827277-dudling-sozdaj-svoj-mir
Ярмарка
мастеров. Дудлинг .
21
4.Приложения
Приложение 1
№
п. п
Дата
Тема
В
с
е
г
о
Календарный учебный график
на 2025 – 2026 учебный год
Количество
Место
часов
проведения
Т
П
е
р
о
а
р
к
и
т
я
и
к
а
РАЗДЕЛ 1 «Вводный»
1
1
Кабинет № 5
1-2
06.11
Введение.
Вводный инструктаж по ТБ.
Ознакомление с работой кружка
содержание и порядок работы.
Знакомство с детьми.
3-4
13.11
Волшебная палитра
РАЗДЕЛ 2. «Волшебная палитра»
2
1
1
Кабинет № 5
5-6
20.11
«Веселые кляксы»
2
7-8
27.11
«Веселые кляксы» (Закрепление
2
2
РАЗДЕЛ 3. «Кляксография»
1
1
Кабинет № 5
2
Кабинет № 5
пройденного материала)
9-10
11-12
13-14
04.12
11.12
«А снег идет, а снег идет…»
«В лесу родилась ёлочка»
18.12
«Зимняя фантазия»
РАЗДЕЛ 4. «Рисование методом тычка»
2
1
1
Кабинет № 5
2
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
2
Кабинет № 5
Форма занятия
Вводное занятие
Форма контроля
Беседа
Наблюдение
Лекция
Практическое
занятие
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Лекция
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа
Наблюдение
Лекция
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Примечание
Творческая работа
Самостоятельная
работа
22
15-16
25.12
«Новый
год».
(Закрепление
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
пройденного материала)
17-18
15.01
«Цветовое пятно»
19-20
22.01
«Зимние
мотивы».
РАЗДЕЛ 5. «Рисуем на мятой и мокрой бумаге»
2
1
1
Кабинет № 5
(Закрепление
2
1
1
Кабинет № 5
пройденного материала)
21-22
29.01
23-24
05.02
2
«Бабочка»
«Цветные
напевы»
(Закрепление
2
РАЗДЕЛ 6. «Акварель и соль»
0,5
1,5
Кабинет № 5
0,5
1,5
Кабинет № 5
пройденного материала)
25-26
12.02
Красивые
«Витраж»
картины
техникой
2
27-28
19.02
2
29-30
26.02
Красивые
картины
техникой
«Витраж»
Рисуем сказочного героя
31-32
05.03
Красивые
«Витраж»
картины
техникой
РАЗДЕЛ 7. «Витраж»
1
1
Кабинет № 5
2
Кабинет № 5
1
Кабинет № 5
2
2
Кабинет № 5
2
1
Практическое
занятие
Творческая работа
Лекция
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа
Наблюдение
Лекция
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Наблюдение
Творческая работа
Лекция
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Творческое занятие
Беседа
Наблюдение
Творческая работа
Творческая работа
Лекция
Творческое занятие
Беседа
Творческая работа
Наблюдение
Лекция
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Беседа
Творческая работа
Беседа
Выставка
(Закрепление пройденного материала)
33-34
12.03
«Цветик-разноцветик»
2
РАЗДЕЛ 8. «Мыльные пузыри»
1
1
Кабинет № 5
35-36
19.03
«Цветы, звёзды, салют…»
2
РАЗДЕЛ 9. «Набрызг»
1
1
Кабинет № 5
37-38
26.03
«Цветы, звёзды, салют…»
2
0,5
1,5
Кабинет № 5
39-40
02.04
«Цветы,
салют…» 2
0,5
1,5
Кабинет № 5
звёзды,
(Закрепление пройденного материала)
Наблюдение
Выставка
23
41-42
09.04
43-44
16.04
«Цветок»
45-46
23.04
«Весна
на
разводила»
47-48
30.04
«Ветка рябины»
2
49-50
07.05
«Весенние мотивы»
2
51-52
14.05
«Волшебные карандаши»
2
53-54
21.05
55-56
28.05
«Цветы» (Закрепление пройденного
материала)
«Промежуточная аттестация»
«Бабочка» (воспоминания о лете)
РАЗДЕЛ 10. «Гратаж»
1
1
Кабинет № 5
2
2
опушке
краски
ИТОГО:
Кабинет № 5
2
РАЗДЕЛ 11. «Рисование поролоном»
2
1
1
Кабинет № 5
2
Кабинет № 5
0,5
1,5
Кабинет № 5
0,5
1,5
Кабинет № 5
2
2
Кабинет № 5
2
2
Кабинет № 5
56
16
Лекция
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Наблюдение
Беседа
Лекция
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие аттестации
Наблюдение
Беседа
Творческая работа
Наблюдение.
Беседа
Выставка
Творческая работа
Наблюдение
Рисунок
Диктант
Тест
Творческая
самостоятельная
работа
40
24
Приложение 2
Для изучения развитости самостоятельности и саморегуляции проводится
исследование по методике «Карта проявлений самостоятельности»
(А.М. Щетинина)
Карта проявлений самостоятельности заполняется педагогом на основе
наблюдений, проведённых за детьми. Если оказалось, что указанное качество ребёнок не
проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда- 2 балла,
часто-4 балла.
Карта проявлений самостоятельности
ФИО ребёнка_________________________________
Показатели
самостоятельности
Умеет найти себе дело
Имеет свою точку зрения
Не обращается за помощью
к сверстнику
Не обращается за помощью
к взрослому
Стремится все делать сам
Доводит начатое дело до
конца
Без
указания взрослого
убирает игрушки, вещи
Самостоятельно
решает
конфликты со сверстниками
Не заботится о том, чтобы
всегда находится в согласии с
большинством
Негативно
относится
к
какой-либо помощи со стороны
взрослого или сверстника
Без напоминания выполняет
порученные дела
Может играть один
Обработка результатов:
Подсчитав количество
самостоятельности у ребёнка:
-низкий-0-12 баллов;
-средний -13-24 балла;
-высокий-25-48 баллов.
никогда
баллов,
можно
Частота проявлений
иногда
часто
определить
уровень
развития
25
Приложение 3
Методика «Волевой ли вы человек?»
С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, С.Н. Соколов.
Цель: узнать уровень силы воли у обучающегося.
Насколько велика у вас сила воли, настолько плодотворны ваши работа и учеба.
Постарайтесь ответить на 10 вопросов Теста с максимальной откровенностью. Если
ответите «да» - поставьте себе 2 очка. Если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда
случается» - 1 очко. Если «нет» - 0 очков. Сумма полученных данных даст
представление о вашей воли.
1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна?
2. Преодолеете ли вы без всяких усилий внутреннее сопротивление, когда
нужно сделать что-нибудь неприятное?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию дома или в школе – в состоянии
ли взять в себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию
объективно?
4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные
соблазны?
5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было
запланировано накануне, если делать это необязательно?
6. Если у вас вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли
вы в последний момент не изменить своего намерения?
7. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его
принесет вам немало хлопот?
8. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
9. Откажитесь ли вы от просмотра интересной телепередачи, если у вас не
выполнено домашнее задание?
10. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни
оказались обращенные к вам слова?
Подсчитайте сумму полученных данных и определите уровень развития силы воли.
Низкий - от 0 до 6 очков, то с силой воли у вас не все благополучно. Вы просто
делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и в этом
причина разных неприятностей.
Средний - 7 – 14 очков. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с
препятствиями, то начнете действовать, чтобы преодолеть их. Но если увидите
обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами
слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.
Высокий - от 15 до 20 очков. С силой воли у вас все в порядке. Но иногда ваша
твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает
окружающим.
26
Приложение 4
Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу
Автор: А.М. Щетинина
Цель: изучение особенностей партнерского диалога.
Диагностические показатели: общение со сверстниками и взрослыми.
Возрастной диапазон: с 5 лет.
Источник информации: ребенок
Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая.
Инструкция: В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных
компонента:
- способность слушать партнера;
- способность договариваться с партнером;
-способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение
чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к
изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.
Педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми
этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально
смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты
вносятся в таблицу (или это могут быть три таблицы - по каждому из показателей - как
удобнее).
Обработка результатов: на основании данных таблицы можно установить уровень
развития у ребенка способности к партнерскому диалогу.
Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним
договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.
Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:
- ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности
эмоционально пристраиваться к партнеру;
- иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при слушании
партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с
ним.
Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств или не
проявляется ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу.
Таблица: Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу
ФИ
№ ребе
нка
Умение слушать
Споко
йно
терпе
ливо
слуша
ет
партн
ера
Иногд
а
переб
ивает
Способность договариваться
Не
умее
т
слу
шать
Договари
вается
легко и
спокойно
Иногда
спорит
не
соглаша
ется,
раздраж
ается
Не умеет
договари
ваться
Способность к эмоциональноэкспрессивной пристройке
Легко
экспресс
ивно
пристраи
вается к
партнёру
Пристраи
вается с
трудом с
помощью
взрослых
Совсем
не может
эмоцион
альноэкспресс
ивно
пристраи
ваться
27
Приложение 5
Методика «Диктант»
Автор: Д.Б. Эльконин
Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и
понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять
действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.
Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец.
Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по
которым выполняется задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где
будет выполняться задание.
На втором этапе дети выполняют рисунок.
Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание,
сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.
В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог
говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или
направо, то тоже соблюдать направление линии. Линия должна продолжаться на такое
количество клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки,
которую укажет взрослый.
Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность.
Произвольная регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной
инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя
наглядному образцу.
После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.
4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по
образцу.
3 балла - если в задании была допущена одна ошибка.
1 балл - рисунки, совершенно не похожие на образец.
Выводы об уровне произвольности:
Высокий уровень - 4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание,
рисунок воспроизведен по образцу.
Средний уровень - 3 балла - если в задании была допущена одна ошибка.
Низкий уровень – 1- 2 балла -за несколько ошибок или рисунки, совершенно не
похожие на образец.
28
Приложение 6
Диагностика определения уровня мелкой моторики
Методика «Домик» (разработана Н. И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую
домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет
выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно
скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания,
пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет.
Материал. Картинка, изображающая домик, отдельные детали которого
составлены из элементов прописных букв.
Ход работы. Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно
срисовать домик.
Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом
листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом
рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь
внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на
образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего
нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно
задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует –
правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли
воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли
сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или
медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во
время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с
образцом.
По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно.
Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу).
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов,
начисляемых за ошибки.
Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.
Ошибками считаются:
4 абалла
отсутствие,
каких
Оцениваемые
детали:
правая
либо детали рисунка.
половина забора, левая половина забора,
дым, труба на крыше, крыша, штриховка на
крыше,
окно,
линия,
изображающая
основание домика;
3 ббалла
за
каждую
увеличение отдельных деталей рисунка
увеличенную деталь
более чем в 2 раза при относительно
произвольном сохранении размера всего
рисунка.
неправильно
Неверно воспроизведенное количество
изображенный
элемент элементов в детали рисунка не считается за
рисунка
ошибку, то есть неважно сколько будет
палочек в заборе, колечек дыма или линий в
штриховке крыши
неправильное
расположение забор не на одной общей
расположение деталей в с основанием дома линии, а как бы в
2 вбалла
1 гбалл
29
пространстве рисунка
1 дбалл
1 ебалл
1 жбалл
подвешенном в воздухе или ниже основания
домика;
смещение трубы к левому углу
крыши; существенное смещение окна в
какую-либо сторону от центра;
расположение дыма более чем на 30
градусов отклоняется от горизонтальной
линии; основание крыши по размеру
соответствует основанию домика, а не
превышает его
прямые линии
отклонение прямых линий более чем
на 30 градусов от заданного направления
разрывы
между
разрывы между линиями в тех
линиями
местах, где они должны быть соединены (1
балл за каждый разрыв).
Если линии штриховки крыши не
доходят до линии крыши, 1 балл ставится
за штриховку в целом, а не за каждую
линию штриховки отдельно
балл
за
каждое
залезание линий одна на другую
залезание
При анализе рисунка следует обратить внимание на характер линий, которые могут
говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка.
При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст
испытуемого.
Ребёнок
5 лет
ребёнок
10 лет
почти не получают оценку «0».
Если же ребенок получает более 1 балла – это свидетельствует о
неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых
методикой психологических сфер.
Выводы по уровню развития (по количеству ошибок):
Высокий уровень – 1-4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание,
рисунок воспроизведен по образцу.
Средний уровень – 5-9 балла - если в задании была допущена одна ошибка.
Низкий уровень – 10- 13 балла -за несколько ошибок или рисунки, совершенно
не похожие на образец.
Фамилия,
№
имя
Мелкая
моторика
развита хорошо
Мелкая
развита
хорошо
моторика Мелкая
моторика
недостаточно развита плохо
30
Приложение 7
Методика Силивон В. А. для выявления уровня развития цветовосприятия у
младших школьников на основе анализа детских рисунков.
За основу взят критерий «выразительность в цвете». Выделены следующие уровни
развития цветовосприятия:
Уровни развития цветовосприятия:
Низкий уровень — цвет в рисунке грязный, вялый, невыразительный, много
чёрного цвета, ребёнок рисует красками как карандашами, рисунок контурный, не
закрашен. Также к этому уровню относят рисунок, который закрашен, но очень яркий,
крикливый и не гармоничный в цвете.
Средний уровень — рисунок насыщен по цвету, яркий, но гармоничен по
отношению к фону: наметилась тенденция к использованию цвета как выразительного
средства.
Высокий уровень — цвета гармонично между собой и по отношению к фону,
намечены тёплая и холодная тональность, цвет привлекается для передачи настроения и
характера, используются тонкие цветосочетания, однотональность, цвет психологичен,
создаёт настроение и отношение к рисунку, образцу.
31
32